Примерное время чтения: 6 минут
950

Изжили себя? Почему в Белгороде решили отказаться от троллейбусов

Татьяна Черных / АиФ

С 1 июля троллейбусов больше не будет на улицах Белгорода, так как контракт по пассажирским перевозкам на маршрутах М8, М9/1 и М9/4 не продлевали. Власти считают, что этот вид транспорта не нужен. Мнения горожан, как всегда, никто не спросил. 

«Экономически нецелесообразно»

Утром 2 июня на пресс-завтраке с журналистами мэр Белгорода Антон Иванов на вопрос о судьбе троллейбусов заявил:

«Состояние контактной сети и тягловой подстанции критическое, для поддержания, а тем более реновации требуется больше полутора миллиардов рублей. Плюс у нас все троллейбусы уже в достаточно изношенном состоянии, и искать средства только для четырёх маршрутов - это просто нецелесообразно, это слишком большие затраты. Поэтому троллейбусы будут заменены на автобусы на природном газе. Сейчас, если урегулированы санкционные моменты,  Минтранс продолжит работу по электробусам - у нас в городе один электробус поездил и показал свою эффективность. Нужно понять, что троллейбусы себя изжили, и для города. и для области нерационально потратить миллиарды, чтобы их просто сохранить - для чего? Для экологии? 100 новых автобусов стоили нам около миллиарда рублей, а тут только на контактную сеть нужно полтора миллиарда. Мы эти деньги можем вложить в развитие дорожной инфраструктуры, в строительство развязок».

Вечером того же дня директор ЕТК Александр Дударенко во время встречи с работниками троллейбусного парка заявил, что троллейбусы в Белгороде изношены на 95%. По его словам, до конца лета контактную сеть демонтируют. На сегодняшний день в Белгороде работает 23 троллейбуса из  имеющихся в наличии 38 по трём маршрутам — М8, М9-1, М9-4.

«Чтобы предприятие функционировало, нужно вложить около двух миллиардов рублей», - сказал Дударенко. 

Работникам  троллейбусного парка уже прислали уведомление о сокращении, им предложили перейти на работу в ЕТК. Трудовой договор с водителями расторгнут 30 августа, но несмотря на это, троллейбусы будет убирать уже с 1 июля, так как контракт по пассажирским перевозкам на маршрутах М8, М9/1 и М9/4 не продлевали.

Кстати, как сказал мэр, с 1 июля полномочия по управлению общественным транспортом переходят на региональный уровень, в министерство транспорта. Не в этом ли всё дело со столь скоропалительным решением по троллейбусам?  А по слухам, дело тут отнюдь не в износе сети или машин, а в той огромной территории троллейбусного парка, которая вплотную прилегает к живописному озеру «Болтушка», где можно построить элитный жилой комплекс.

 Планов громадье, а в итоге - пшик?

«Насчёт застройки ничего утверждать не могу, тут важно, каков статус этого земельного участка. Но вот что касается развития города, то хотелось бы напомнить, что есть генеральный план развития Белгорода до 2025 года, принятый нашим Горсоветом,  и в нём предусмотрено развитее троллейбусных линий, но администрация его не исполняет, а депутаты не настаивают на его исполнении, - комментирует ситуацию общественный активист, модератор паблика «Белгородский троллейбус, живи!» Дмитрий Рудов. - Хочу напомнить, что нам еще при введении платных парковок городские власти обещали альтернативу - удобный общественный транспорт, но что-то пошло не так. А для запуска автобусов вместо троллейбусов всё равно потребуются вложения денежных средств  - на покупку и обслуживание этих самых автобусов.

Фото: Из личного архивa/ Дмитрий Рудов

Как и при покупке электробусов, о которых мечтает мэр,  тоже придётся вкладывать миллиарды на создание инфраструктуры зарядных станций, а потом вопрос утилизации вредных АКБ как решать?

В Липецке несколько лет назад ликвидировали троллейбусы и купили пять электробусов, которые вскоре сломались и стали на прикол, а счётная комиссия признала их закупку неэффективной. В итоге ни троллейбусов, ни обещанных электробусов жители не получили. Мэр уверен, что у нас будет по-другому?»

Дмитрий Рудов напомнил, что, согласно генплану, первая очередь новых троллейбусов должна была появиться ещё в 2010 году  - должны были построить линию-дублёр маршрута № 5 по ул. Николая Чумичова от Белгородского проспекта до ул. Мичурина. Была запланирована и построена троллейбусная линия по ул. Преображенской от ул. Вокзальной до ул. Сумской.

Также в планах была, но не появилась линия троллейбуса от кольцевой развязки улиц Корочанская и Волчанская по ул. Корочанская до кольцевой развязки ул. Корочанская и ул. Константина Заслонова. Ещё одна линия должна была пройти по просп. Ватутина через ул. Автомобилистов и ул. Щорса до кольцевой развязки на «Сити-молле».

И это только первый этап! Согласно второму этапу генплана, с  2010 по 2025 год в Белгороде протяжённость троллейбусных линий  должна была увеличиться до 86 км! Увы, всё так и осталось на бумаге. Кто виноват?

На этот вопрос ответ дают сами белгородцы в комментариях названного выше паблика.

Вот только некоторые выдержки: «Власти давно говорили о своём желании закрыть троллейбусы. Если они это сделают, то восстановить их потом будет практически нереально». «Электротранспорт нужно развивать, а не закрывать! Это жизненно-необходимо! Это - будущее!» «Нужно автобусы менять на троллейбусы, а не наоборот! Или что, нам всем задыхаться от выхлопов: меньше народу - больше кислороду?». 

Белгородцы напоминают, что бюджет Белгорода в 2021 году стал профицитным, доходы превысили расходы на 143,5 миллиона рублей - уж на контактную сеть хватило бы!

Хотелось бы напомнить не только о генплане, но и о мнении компетентных экспертов. Ещё осенью прошлого года «АиФ-Белгород» с ссылкой на «Белпрессу» приводил мнение специалистов компании «Альтек», которая анализирует систему общественного транспорта в Белгородской агломерации. 

Они рекомендуют сохранить троллейбусные рейсы в городе, поскольку существующая троллейбусная контактная сеть позволяет обеспечить перевозку почти на всех ключевых маршрутах. Но троллейбусы все равно придется заменить на новые, с увеличенным расстоянием на автономном ходу. Такие меры приняли во время транспортной реформы в Таганроге, Челябинске, Иваново. Эксперты напоминают, что политика федерального правительства направлена на развитие электротранспорта. В отличии от автобусов,  срок службы троллейбусов при правильном уходе составляет до 30 лет. 

На пресс-завтраке журналисты говорили мэру о ностальгии: белгороцам трудно представить свой город без троллейбусов. Хочу добавить от себя: недавно я возвращалась из Москвы, поезд в Белгород прибывает в шесть утра, улицы пусты, автобусы появятся на вокзале еще только через полчаса-час - а старый добрый троллейбус уже ждёт пассажиров и везёт их домой...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах