498

Пешком по шляху. Что нужно сделать для появления белгородского хайкинга?

Андрей Словохотов / Из личного архива
Историк и краевед из Санкт-Петербурга Андрей Словохотов окончил истфак НИУ «БелГУ» и десять лет занималсяисследованиями в Белгородской области, публиковал истории сёл, помогал создавать краеведческий музей в Бессоновке. Он также один из немногих в России, кто изучал историю татарских шляхов. «АиФ-Белгород» поговорил с учёным о туристическом потенциале региона.
 

Зачем это нужно?

 
Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Андрей, вот уже несколько лет в нашем регионе идёт работа по воссозданию Белгородской черты. Какую роль тут играют шляхи?
 
Андрей Словохотов: Максимум, что я сумел добиться от белгородских властей – это установление нескольких памятников на шляхах. Всё в духе современной России: с помощью одного хорошего человека, дочери Василия Горина Тамары Васильевны, мы в своё время сумели донести до бывшего губернатора Белгородской области Евгения Савченко мысль о том, что в стране вообще нигде нет ни одного памятника татарским шляхам.
 
А ведь вся русская средневековая история, по сути, - это борьба на этих дорогах. К чести Евгения Степановича, в его лице государственная власть в России впервые обратила внимание на этот вопрос. Более того, губернатор мыслил системно и предложил отметить все такие дороги в области. Это даже ученым в голову не приходило!
 
Ну а затем все пошло по накатанной: никто не стал меня слушать о татарских шляхах, хотя в них разбираются единицы специалистов в стране. Просто объявили конкурс, который кто-то там выиграл, и установили несколько стел.
 
А ведь я предлагал совсем другое: вместо единичных стел отметить хотя бы один Муравский шлях – а это 150 километров дороги с севера на юг через всю область. Поставить на этом маршруте на каждом десятом километре по столбику и создать туристическую тропу по Муравскому шляху.
 
- Власти сейчас хотят активнее развивать внутренний туризм, а ведь это хорошая идея, способная привлечь и туристов из других регионов, не так ли?
 
- Да, это практически готовый туристический маршрут, который связывает Прохоровское поле и юг области, Белгородский район с его старинными усадьбами, который имеет не меньший туристический потенциал. Муравский шлях мог бы объединить их в интересный маршрут - и Прохоровка, и Бессоновка стоят на Муравском шляхе.
 
Тем более что эта тема на слуху. Недавно мои друзья поехали в какой-то из восточных районов области и увидели у дороги плакат: «Пройдёмся по старым дорогам Белгородчины». Следовательно, удалось запустить эту идею в массы.
 
Кроме того, в России сейчас набирает популярности пеший туризм, или хайкинг. В Красноярске, например, есть заповедник «Столбы», в котором есть большая пешеходная тропа. Я гулял и по этой тропе, и по тропе на реке Оредж под Санкт-Петербургом.
 
В соседней Воронежской области губернатор выделил девять миллионов рублей на пешеходную тропу вокруг Воронежа длиной в 150 километров. Длина Муравского шляха в Белгородской области - те же 150 километров, а пешеходных троп вообще нет!
 
К тому же моими усилиями и усилиями моих друзей год от года Муравский шлях в России становится все более популярным. В 2021 году в Орловской области было обнаружено предполагаемое место Судбищенской битвы 1555 года на Муравском шляхе. И вновь эта тема вышла на уровень губернатора, на этот раз орловского - спасибо археологу из Института археологии Российской академии наук Олегу Радюшу.
 
Как говорит создатель воронежской тропы Алексей Саниев, самое главное в создании маршрута - это системность и настойчивость: «Маршрут должен стать доступным, наглядным и информативным для разных категорий посетителей». Десять лет труда, и бренд становится узнаваем. Точно так же и с Муравским шляхом – десять лет назад он был малоизвестен, а сейчас с каждым годом о нем говорят все больше.
 

Дороги - оси истории

 
- В чём историческое значение шляхов?
 
- Шляхи - это главная ось всей человеческой жизни между Москвой и Крымом, по которым передвигались основные потоки начиная со скифского времени. Задача изучать эти шляхи была поставлена на 12-м археологическим съезде в Харькове в 1902 году. Но денег не было, потом началась революция, гражданская война, а потом пришла советская власть, и татарская тема была вообще закрыта. В результате эти татарские шляхи никогда в России не изучались, а в новой России татарскими шляхами первым занялся я.
 
Ещё есть исследователь в Курске, сотрудник Курского музея археологии Александр Васильевич Зорин, а также Александр Куркулёв в Ростове-на-Дону. Есть исследователи на Украине. Мне удалось увлечь этой темой историков Польши и Турции - в век интернета найти общий язык просто. Кстати, вся информация о шляхах общедоступна в интернете. Рекомендую сайт «Курск дореволюционный». Больше специалистов нет. 
 
-Три шляха известны - это Муравский, Изюмский и Кальмиусский, а какие есть ещё?
 
- Бакаев шлях и Пахнутцева дорога, специалисты по истории о них знают. Поскольку я занимаюсь изучением древних транспортных путей, я работал в архивах и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и там находил сведения и о других транспортных путях в Белгородской области. Ваш регион, верховья Северского Донца - этот центр между Москвой и Крымом, история Белгородского края - интереснейшая вещь.
 
Но нельзя отмечать эти дороги, ничего толком о них не зная. По старым дорогам Белгородской области ездил я, ездил бывший глава Белгородского УФАС, краевед Сергей Петров, археолог Андрей Божко, судья Белгородского суда Алексей Ерёменко со мной ездил, - то есть пока только эти люди полностью увидели Муравский шлях на территории региона. В Белгородской области тысячи человек с историческим образованием, а людей, которые это сделали - единицы. А ведь один раз провезти ребенка на автобусе по этому маршруту - и о русской истории он узнает больше, чем за много уроков в школе.
 
Муравский шлях - он сейчас почти весь под асфальтом. А вот по Изюмскому шляху мы с Алексеем Ерёменко путешествовали в прошлом году - там вообще красота неописуемая. Слева Северский Донец, справа река Оскол с белыми меловыми холмами.
 
Изучение истории Белгородчины и вообще Черноземья началось только в конце XIX века, когда появились свои помещики-просветители, краеведы. Такие, как воронежский помещик Марков, который был на археологическом съезде в 1902 году и сформулировал эту мысль: «Если мы поймём эти дороги, мы поймём и пути, по которым двигалась русская история». У нас ведь почти ничего не осталось от средних веков, почти вся средневековая Русь была деревянной. А дороги остались.
 
 

Как преподавали историю

 
- Почему эта идея не получила развития в советской России?
 
- При большевиках историю загнали в «прокрустово ложе» марксизма и ленинизма. Сначала в 30-е годы историк Сыроечковский объявил, что все дороги изучены, хотя их никто не изучал. В 1944 году товарищ Сталин депортировал крымских татар. И тогда же московский историк Новосельский выпустил книжку о борьбе Москвы с крымским ханством в XVII веке - у него было по тем временам очень хорошие материальные условия, он ходил в архив и понадёргал цитат из противостояния Крыма и Москвы.
 
А ведь Крым и Москва в конце XV-начале XVI веков были союзниками! И если бы Крым не помог Москве, то Москвы бы вообще не было.
 
А он понадёргал цитаток про агрессивных татар - и это легло в основу преподавания истории в нашей стране на 60 лет, пока Михаил Горбачёв не реабилитировал крымских татар.
 
У Новосельского был ученик Загоровский – он, по сути, основал послевоенную воронежскую историческую школу. С одной стороны, он вообще заложил для Черноземья историческую школу как таковую. Отставной офицер, у него был блестящий шахматный мозг. Все его книги так и называются: «Белгородская засечная черта», «Изюмская засечная черта». То есть он русскую историю, которая двигалась по шляхам, с юга на север и обратно, перевёл с запада на восток, он мыслил как шахматист. Блестящие работы и фатальная ошибка.
 
Фото: Из личного архива/ Андрей Словохотов
- Получается, что не было никаких набегов татар и ногайцев с Дикого поля? Зачем тогда вообще строили Белгородскую черту?
 
- Я понимаю, что это трудно воспринимается, но я уже много занимаюсь этой темой и приведу простой пример. Есть блестящая книжка английского историка Франкопана, которая называется «Великий шёлковый путь». Это главная дорога человечества , и он сформулировал мысль, шокировавшую европейцев, что великий шёлковый путь - это не дорога, вдоль которой стоят башни с черепами и по которым периодически шли то Чингисхан, то Тамерлан, а главная культурная артерия Евразии. Но это он объяснял для западного читателя - а советский читатель со школьных времён знал, что Великий шёлковый путь - это медресе, это первые обсерватории, это торговля шёлком и великие восточные города.
 
Так же и с историей взаимоотношений Крыма и Москвы - она неоднозначна, она имеет много периодов. Но история возвышения Москвы в 1474-1503 годы начинается с того факта, что первый Чингизид, который признал московского государя другом и братом, был крымский хан. Между ними была большая Орда, и они вместе - с юга и с севера - её раздавили, так как на тот момент были союзниками.
 
После того, как Крым раздавил Орду и получил её права, он и стал нашим заклятым врагом. Такова геополитика. Но Москва тем самым получила исторический шанс - а на 1474 год в мире не было ни одного свободного славянского государства. Как верно заметил историк Сергей Соловьев, мы сидели тогда в лесах со своей дикой православной религией, которую не исповедовало ни одно свободное государство, а все другие славяне уже давно были либо под немцами, либо под татарами, либо под Литвой. И эта небольшая территория между Окой и Волгой, заросшая лесами, это дикое племя, воспользовавшись этим подарком Крыма, за следующие 300 лет освоило одну восьмую часть света.
К правлению Николая II в России было 100 миллионов населения, то есть каждый десятый из миллиарда населения земного шара был русским. А если смотреть, откуда это всё началось - всё началось с того, что на реке Сейм встретились крымский посланник и московский посланник, и они назвали друг друга другом и братом. И если бы этого тогда не случилось, мы бы с вами сейчас жили либо в литовском государстве, либо в Золотой Орде.
 
- История ведь двигалась пор шляхам не только в XVII веке?
 
- Конечно. Муравский шлях действовал ещё в скифское время - на нём есть крупнейшее в мире скифское городище, как раз на реке Ворскле. Это Бельское городище, ассоциируемое с Гелоном. Об этом много писали харьковские археологи. Затем так называемое позднеримское время, третий-пятый век нашей эры, это те германские племена, которые расплодились на нашей щедрой земле и сокрушили Рим. Потом с VII по XVII век был период так называемого Дикого поля, когда здесь обитали кочевники – и с XVII века здесь живем мы.
 
В смутное время самозванец, по сути, пришёл по ответвлению Муравского (Бакаева) шляха в Москву. Карл XII в Полтаву шёл к Муравскому шляху для похода на Москву. Битва 1709 года случилась на Бакаевом шляхе.
 
Когда в 1943 году случилось Прохоровское сражение - немцы тоже шли по Муравскому шляху. Соответственно, если воспринимать шлях как «дорогу слёз», то она была таковой не только при татарах, но и при скифах, и при римлянах, и при немцах. Но этой же дорогой в наши земли пришел весь культурный импорт Древней Греции и Рима.
 
То, что люди этой дорогой пользовались две тысячи лет, что вокруг неё как минимум 13 археологических культур, что это стержень, по которому перемешались многие народы, для большинства современных историков почему-то не важно. И когда я беру любого белгородца, вывожу его на шлях и там полчаса рассказываю - все удивляются.
 
- В чем плюсы и минусы?
 
- Главный позитивный момент: в Белгородской области первыми в России пошли по пути дореволюционного, совершенно правильного восприятия мира и изучения истории. Но есть момент, в котором регион уступает - везде создаются пешеходные тропы, а у вас их нет. И если их делать, то лучше, чем шляхи, не найти.
 
И еще один очень важный момент. Понимать военную географию России с детства – это практический навык. Так вот когда-то белгородские вожи (проводники) были одними из лучших специалистов по знанию дорог из Москвы в Крым. И не московским думным дьякам (современным кабинетным историкам) учить белгородцев ходить по дорогам боевой славы их предков - скорее наоборот. Это искусство надо возрождать и воспитывать в наших детях.
 
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах