Реставрация памятника истории и культуры в селе Весёлая Лопань Белгородского района - усадьбы Муханова - длится уже 12 лет, и, по мнению эксперта, ведут её не совсем так, как следовало бы.
Публикация историка и краеведа из Санкт-Петербурга Андрея Словохотова «Что не так с усадьбой Мухановых?» появилась в начале апреля в одном из белгородских пабликов. Это была краткая информация эксперта, который закончил истфак НИУ «БелГУ», занимался историческими исследованиями в Белгородском районе, помогал создавать краеведческий музей в Бессоновке.
Используя для наглядности историческое фото и современный вид усадьбы, Андрей Словохотов написал: «Авторы реконструкции должны были разбираться в таких терминах, как метлахская плитка, свободная планировка, эклектичный ретроспективизм, термальное окно, коньковая крыша и так далее».
Правда, спустя некоторое время публикацию из паблика удалили. Однако корреспонденты «АиФ-Белгород» не только побывали в реставрируемой усадьбе, но и связались с краеведом, чтобы поговорить о проводимой реставрации более подробно.
В чём уникальность здания?
«Эта усадьба находится практически на границе с Харьковской губернией, и по своему характеру она относится к промышленной Харьковщине, а не к югу сельскохозяйственной Белгородчины, - пояснил Андрей Словохотов. - Стиль, в котором она построена - это 80-е-90-е годы 19 века, так называемы эклектичный рестоспективизм. Эклектика - это смешение стилей, ретроспективизм - обращение к историческим стилям прошлого, прежде всего к готике, так называемая неоготика. А материалы и формы, в которых выполнено здание - это модерн, для которого характерен принцип «изнутри-снаружи», чтобы здание распахивалось своими окнами и показывало то, что в нём внутри».
По словам эксперта, второй принцип модерна - это свободная планировка или даже ассиметрия. Для классических зданий характерна симметрия, а для модерна - ассиметрия. И если посмотреть на это здание, то оно действительно свободной планировки, при которой объем помещений занимает своё положение в пространстве, они не упорядочены, как в классицизме.
«Третий принцип модерна в этом здании мы сейчас не видим, потому что оно уничтожено: это элементы растительности, которые присутствовали в витраже, в мелкой пластике перил балкона - и это всё надо воссоздавать», - говорит Андрей Словохотов.
В каждом стиле есть свой ведущий архитектор, который задаёт тон. Это здание выполнено в стиле, который характерен для школы французского архитектора Ле Дюка. Он по-своему понимал историзм, в Европе его стараниями были уничтожены многие исторические замки - он их перестраивал, занимаясь псевдоукрашательством с помощью башенок, мелких выдвинутых углов и т.д.
«Материал, из которого было построено здание – это открытый кирпич. Чтобы в здании появился открытый кирпич, он должен быть хорошего качества и дёшев - например, в Санкт-Петербурге немало таких зданий, и штукатурка на них смотрится, как на плохо напудренной даме, - говорит эксперт. - Но в Питере штукатурка предназначена, чтобы спасти кирпич от плохого климата. Так называемый «кирпичный стиль» появляется, когда в России начинает развиваться промышленность, а затем переходит в гражданскую архитектуру и становится характерным для крупных промышленных центров, которых на территории Российской империи было всего десять. Одним из них был Харьков. И все материалы, из которых построена усадьба, привезены из Харькова».
Хотя архитектура усадьбы Муханова вторична, в России, если не считать окраин Москвы и Санкт-Петербурга, усадьбы в таком стиле практически нигде не сохранились. Белгород должен быть счастлив, что обладает таким памятником, а получается наоборот.
Что сделали не так?
Полы внутри здания были вымощены метлахской плиткой.
«Я был в этом году в Весёлой Лопани и увидел, что горе-реставраторы всю эту метлахскую плитку содрали и забили опалубку, – говорит Андрей Словохотов. – Такие действия – это уничтожение исторического памятника. Что такое метлахская плитка? В польском городе Метлах производилась плитка, она была очень функциональна, ею вымощены все парадные Одессы¸ Харькова, Киева, Санкт-Петербурга».
Крыша на этом здании коньковая, она приходит из так называемого «северного модерна» и характерна для скандинавской архитектуры - часть коньков воссоздали, но только часть. Крыша должна быть черепичной – сейчас ее сделали из металлочерепицы, что не соответствует историческому облику.
Также, по словам эксперта, в здании был витраж – для своего времени он стоил баснословных денег, это тоже был готический элемент. Со временем от него сохранилась только деревянная рама, а сам витраж разбили ещё в период революции. Но в эту раму можно было бы вставить хотя бы простое стекло – а её просто выломали.
«Здание покрасили, выломали витраж, разгромили метлахскую плитку – всё это неправильно, – говорит эксперт. – Внутри был ещё белый камин, его уничтожили. Перед усадьбой был разбит классический английский парк. Сейчас там размещены таблички на деревьях, а дорожки выложили плиткой – но эта белгородская плитка никак не соответствует английскому парку».
По словам Андрея Словохотова, изучением истории всего Белгородского района, не только усадьбы Муханова, занимаются мало, а ведь у этой территории огромный туристический потенциал. Лишь усилиями таких людей как Тамара Горина в Бессоновке, Людмила Черендина в Октябрьском, Светлана Пашкова в Веселой Лопани что-то делается.
«Составлен туристический маршрут через посёлок Майский и сёла Долбино, Весёлая Лопань, Щетиновка, – говорит краевед. – Это юго-запад Белгородского района, и там находятся следующие исторические объекты: школа Борщова в Долбино, здание земской школы Вольнова в Щетиновке –там работал писатель Вольнов, который дружил с Горьким и поднимал крестьянское восстание, аналогичное антоновскому восстанию под Тамбовом. Также там усадьба помещика Озерова в Бессоновке, усадьба Муханова в Весёлой Лопани – и все они проблемные. Школы в Долбино и в Щетиновке вообще хотели снасти. А ведь здесь можно было бы создать такой же исторический кластер, как в Прохоровке, посвятить его развитию сельского хозяйства и вообще истории экономики и становления Белгородской области. Но туристический потенциал, к сожалению, совсем не используется. И то, что происходит с домом Мухановых и другими историческими зданиями – это следствие равнодушия чиновничества и населения, которое не интересуется собственной историей».
Как реставрировали и сколько потратили?
«АиФ-Белгород» направил запрос о ситуации с усадьбой в управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области и получил официальный ответ за подписью начальника управления Галины Акапьевой.
В документе говорится следующее – приводим его полностью:
«В селе Весёлая Лопань Белгородского района расположен объект культурного наследия «Дом Мухановых», принятый на государственную охрану в соответствии с постановлением губернатора Белгородской области от 8 сентября 2004 года № 178 и зарегистрированный в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Объект находится в собственности муниципального образования «Белгородский район».
Поместье в Весёлой Лопани было построено в 1902 году Евграфом Мухановым, одним из представителей дворянского рода Мухановых.
После утверждения в селе советской власти в здании размещался детский дом. В этот период здание претерпело значительные повреждения. Проводившиеся ремонтные работы были направлены на поддержание его в приемлемом состоянии¸ но не сохранили художественные особенности здания.
После Великой Отечественной войны здание памятника отдали под квартиры нескольких семей работников Весёлолопанского спиртзавода. Впоследствии этих решений была проведена перепланировка дома, разрушена историческая конусообразная крыша башни. После расселения общежития в 1992 году здание стало постепенно разрушаться, возникла угроза его полной утраты.
В 2008 году Воронежской проектной организацией «Проектная мастерская ЗС» разработан проект реставрации дома Мухановых.
В период с 2009 по 2011 годы на основании проекта были проведены ремонтные работы по усилению фундаментов, локальной замене кровли, частичной покраске фасадов на общую сумму 14 303 742 рубля 71 копейку из областного бюджета. В связи с ограниченностью бюджетных средств и отсутствием инвесторов с 2012 года работы приостановили.
В 2020 году организация ООО «Юникрон», имеющая лицензию Министерства культуры РФ, разработала проектную документацию на проведение ремонтно-восстановительных работ, получившую положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. В рамках разработки проектной документации проведена комплексная научно-исследовательская работа, по результатам которой проектные предложения не влекут за собой изменение или утрату элементов, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия.
Основанием по решению колористического оформления фасадов послужили натурные и инженерные химико-технологические исследования строительных и отделочных материалов. Сохранившиеся участки отделки показывают, что на лицевой поверхности кладки имеются признаки нанесения пигментированного состава в окрасочном слое с применением охры и разновидности жёлтого железняка.
В середине июня 2020 года начались подготовительные и противоаварийные работы. За этот период выполнено усиление стен и перекрытий объекта, локальная замена конструкций кровли, замена кровельного покрытия, черновая отделка фасадов здания и внутренних помещений, подведены инженерные коммуникации, ремонт кирпичной кладки, работы по благоустройству территории. Работы проводились за счёт внебюджетных источников. В настоящее время решается вопрос о привлечении финансирования для дальнейшего проведения работ по сохранению объекта культурного наследия».
Подробнее об истории рода Мухановых по материалам государственного архива Белгородской области (ГАБО) «АиФ-Белгород» писал в прошлом году.