Примерное время чтения: 6 минут
2552

Любовь и бесконечное терпение. Тьютор - о работе с детьми с аутизмом

Ольга Поянэ / Из личного архива

В белгородском детсаду № 36 «Росинка» работает группа компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. С каждым из таких деток занимается специальный сотрудник - тьютор. Об особенностях этой профессии «АиФ-Белгород» рассказала педагог Ольга Поянэ.

Специальная подготовка

Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Ольга, как долго вы работаете с детьми с аутическими расстройствами и какую прошли для этого подготовку?

Ольга Поянэ: Мне 22 года, и третий год я работаю с особенными детками. Закончила Белгородский педагогический колледж по специальности «Коррекционный педагог», сейчас заочно учусь в НИУ «БелГУ» на логопеда. Мы проходили курсы тьюторского сопровождения в Московском институте прикладного анализа поведения. Поскольку нам нужно постоянно повышать квалификацию, недавно я обучалась на курсах тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в БелИРО.

- Как строится работа с детьми с аутизмом?

- Наша основная задача - это коррекция нежелательного поведения, так как для деток с РАС это одна из главных проблем. Если ребёнок хочет что-то получить или какие-то внешние факторы становятся для него раздражителями, он проявляет нежелательное поведение, может причинять вред себе и окружающим.

Мы оказываем помощь ребёнку во время адаптации, когда он только приходит в коллектив. Для того, чтобы в дальнейшем проводить с детьми коррекционную работу, нужна устойчивая сильная внешняя мотивация - социальная похвала, пищевое подкрепление, различные игрушки, гаджеты и так далее. Без нее было бы очень сложно работать. Вообще мы должны стать как бы вторыми руками, глазами, ногами и всем остальным для деток с РАС. Но основная наша цель заключается в том, чтобы ребёнок мог обходиться без нашей помощи, самостоятельно справляться с трудностями повседневной жизни, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы посмотрел в глаза

- Какие методики работы с детьми с РАС вы применяете?

- Мы работаем по методике под названием «АВА-терапия» - метод прикладного анализа поведения. Это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. Как дисциплина, она изучает влияние факторов окружающей среды на поведение человека, её задача - манипулировать этими факторами, чтобы изменить поведение. По этой программе с каждым малышом отрабатываются определённые навыки.

Сейчас у нас пять таких деток, у каждого свой тьютор, своя адаптивная образовательная программа. Из пятерых только два ребёнка вербальных, то есть говорящих. Трое других не говорят - с ними мы вводим альтернативную коммуникацию с помощью специальных карточек PECS, благодаря этому дети смогут общаться в социуме.

Мы используем как бы манипулирование ребёнком с РАС с помощью мотивационных предметов, поскольку с такими детьми очень сложно заниматься без мотивации. Один мальчик, например, занимается за мармеладки. Ему нравится мармелад, и, сделав что-то правильно, он каждый раз его получает. Есть детки, которые занимаются за игры на телефоне, есть такие, кого привлекают какие-то предметы. Например, у нас есть девочка, которая любит веревочки. У каждого свои предпочтения. Мы их выясняем, когда ребёнок ещё только приходит в детский сад. Мы за ним наблюдаем, отмечает те мотивации, которые его заинтересовали и с помощью которых с ним в дальнейшем строим работу.

- Насколько сложно работать с детьми с аутизмом?

- Конечно, сложно, к этому нужно быть подготовленным. Таких деток, прежде всего, нужно любить. И ещё нужно иметь бесконечное терпение, ведь чтобы найти подход к ребёнку, чтобы он реагировал на тебя, смотрел в глаза, ответил взглядом - может потребоваться очень много времени и сил.

Если такие детки что-то хотят или требуют, они проявляют нежелательное поведение. Мотивации бывают разные: пищевые, тактильные, когда деткам нравится, если их обнимают или щекочут, - у каждого по-разному. Кто-то схватывает быстро, а кому-то нужен месяц или даже полгода на усвоение одного какого-то навыка.

- Какую роль в этом процессе играют родители?

- Все педагоги дошкольного учреждения, тьюторы и родители должны работать вместе, потому что если мы в садике будем закреплять определённые навыки, а родители дома будут позволять ребёнку делать то, от чего мы стремимся его отучить или делать что-то за него, - тогда эффекта не будет. Мы разъясняем каждому из родителей, как ему вести себя с ребёнком, тут очень важен индивидуальный подход. На родительских собраниях мы всё обсуждаем, рассказываем конкретно каждому, чему мы намерены обучить ребёнка, каждый раз просим, чтобы и дома этот навык они закрепляли.

Не отходя ни на шаг

- Детский сад «Росинка» - это единственное место в Белгороде, куда берут детей с аутизмом?

- Ещё есть детский сад при средней школе № 43, в нем есть группа именно для детей с РАС. Но в основном у нас в городе в детских садах есть группы комбинированной направленности и группы для детей с задержкой психического развития. Но расстройства аутистического спектра - это другое. Так, в нашем детсаду есть группа компенсирующей направленности, в которую ходят только детки с расстройством аутического спектра, но у них есть ещё вторичные диагнозы - ЗПР, умственная отсталость и так далее.

- Правда, что тьюторов в Белгороде не хватает?

- Нам повезло – в нашем детском саду на каждого ребёнка есть тьютор, потому что даже с двумя такими детьми работать проблематично. Ведь тьютор в течение всего дня сопровождает ребёнка, не отходит от него. У детей также есть образовательные часы, уроки с логопедом, дефектологом, занятия по АВА-терапии каждый день.

- То есть с этим расстройством можно бороться?

- Конечно, таких детей можно обучить, можно скорректировать поведение, надо только знать, как. Я специально выбрала такую специальность. Когда я училась на коррекционного педагога, мы сталкивались с таким детками. Мне стало интересно, решила попробовать стать тьютором. Скажу честно, не прогадала. Мне очень нравится эта работа, нравится наблюдать за победами своих воспитанников, пусть и самыми маленькими, но всё равно для нас такими значимыми! Полгода учили с ним букву «а», он наконец-то сам сказал «а» - и это праздник! При мне из нашего детского сада шесть таких деток отправились учиться в школу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах