20 июня на Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин заявил, что нашей стране нужен технологический прорыв для снижения уровня бедности.
Как обстоят дела с социально-экономическим развитием ЦЧЭР и бедными в них – в нашем материале.
Жить стали лучше?
«Мы достигли рекордного за всю историю страны снижения уровня бедности. Он составил 7,2% граждан, - сказал президент. – Численность людей с доходами ниже прожиточного минимума сократилось на два миллиона человек. Следующая цель — сократить уровень бедности до 5%».
Действительно, рейтинг регионов по доходам населения по итогам 2024 года, составленный экспертами агентства РИА Рейтинг, показал, что во всех 85 субъектах России наблюдалось сокращение количества бедных. Из регионов Черноземья выше всех в нём оказалась Белгородчина с долей населения «за чертой» в 4,4%. Далее следует Воронежская область с 5,4% бедных жителей. У Липецкой области третье место – здесь таких 6%. У Курской – четвёртое и 6,3%. На пятом месте Орловская область – 6,9%, и замыкает этот список Тамбовщина с показателем 7,9%.
Если говорить о ситуации в целом по стране по итогам первого квартала 2025 года, то за чертой бедности живут 11,9 миллиона человек — это 8,1% населения. Год назад было 14 миллионов. Однако эксперты подчёркивают, что важно не только количество бедных, но и структура доходов: стало больше тех, кто зарабатывает от трёх до шести прожиточных минимумов – таковых 34,1% всего населения. Увеличилось и число обеспеченных людей — с доходом выше шести прожиточных минимумов.
Доходы и расходы
Росстат опубликовал данные по итогам развития за минувший год - на его основе эксперты составили рейтинг социально-экономического положения регионов страны, в котором большинство областей Черноземья традиционно находится ближе к началу списка. В отстающих – только Тамбов и Орёл.
При этом Белгородчина показала падение по сравнению с прошлым годом - эксперты отвели региону лишь 21-е место. За год её обошла Воронежская область и в следующем году, исходя из трендов, наверняка обгонят Тульская и Липецкая. Регион показал стагнацию промышленности и падение производства в сельском хозяйстве. Строительство сократилось на 9%, ввод жилья — на 27%, при этом 88% нового жилья построено населением за свой счёт.
В Воронежской области по итогам 2024 года на развитие экономики и социальной сферы использовали 350,1 миллиард рублей инвестиций в основной капитал, и по этому показателю регион вышел на третье место в ЦФО. Ежемесячный среднедушевой денежный доход на каждого жителя составил 53 399 рублей, это на 18,4% больше, чем в 2023 году, а реальные денежные доходы (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) населения увеличились за год на 8,5%.
В Липецкой области, несмотря на довольно высокое место в рейтинге, реальные располагаемые денежные доходы жителей за январь-март 2025 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросли всего на 3,9%. Денежные же доходы в среднем расчёте на душу населения в регионе составили около 54 тысяч рублей, а потребительские расходы – 44 тысяч рублей на человека в месяц.

В Орловской области номинальная среднемесячная зарплата составляет около 52 тысяч рублей. Росту реальных доходов населения, а также снижению уровня бедности должна способствовать индексация социальных выплат и МРОТ, развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся, а также целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности, семей с детьми. В целом за период 2024 -2026 годов рост реальных располагаемых денежных доходов населения составит 8,1% относительно 2023 года.
Тамбовская область по итогам 2024 года стала лидером по промышленному развитию в ЦФО и вошла в десятку лидеров по всей стране. При этом власти области ставят задачу увеличения количества рабочих мест с достойной зарплатой. За январь-май 2025 года в регионе построено на 3,6% больше жилья по сравнению с тем же периодом прошлого года. Среднемесячная начисленная заработная плата составила 59 137 руб. - это на 14,7% больше, чем в прошлом году.
В человеческий капитал
Однако при всех обнадёживающих цифрах жители Черноземья часто жалуются в соцсетях, что уровень их жизни за последнее время ощутимо упал. «Народ обнищал, раньше хватало и на отдых, и на бытовые покупки, а сейчас тех же денег еле хватает на еду и коммуналку, зарплата-то не растёт», - сетует, например, в соцсетях белгородка Светлана Н., и такое мнение далеко не единственное.
«Конечно, если мы говорим о бедности как комплексной проблеме, которую необходимо решать и на уровне федерации, и на уровне регионов, и это решение является одним из приоритетов государственной политики, - говорит директор Института приграничного сотрудничества и интеграции, профессор РГГУ Виктор Сапрыка.- Мы должны понимать, что в целом социальная политика государства направлена на то, чтобы бедность искоренить как явление, и это требует комплексных мер развития, в том числе и программ социального обеспечения и поддержки для населения. Если мы говорим о населении, которое находится за чертой бедности, а мы знаем, что это не такой уж малый процент, то для них существует и государственная, и региональная, и муниципальная поддержка. С другой стороны, надо понимать, что проекты, которые направлены на борьбу с бедностью, должны иметь долгосрочный характер и работать в первую очередь не как единоразовое социальное обеспечение, а как инвестиции в человеческий капитал. Я говорю, например, о социальных контрактах, позволяющих людям с государственной помощью открыть своё собственное дело. Сейчас мы наблюдаем социально-экономическое развитие, то есть не просто борьбу с бедностью, а в целом движение к социальному благополучию страны и регионов. Те меры, которые сейчас реализуются, в частности, в Белгородской области, - это и защита населения, подверженного негативным экономическим влияниям, и меры поддержки, которые обеспечивают не только работой, но и возможностью себя реализовать. На самом деле эти проекты для реализации своих идей и возможностей как раз и станут самыми действенными механизмами по борьбе с бедностью.
Ещё стоит отметить, что проблемы с бедностью связаны с проблемами с жизнеобеспечением, то есть необходимо решать вопросы обеспечения жильём, работой, обеспечением других важных жизненных функций. И в этой связи нужны такие важные меры от государства, как возможность получения доступных кредитов, постройка дешёвого социального жилья. Мы знаем прекрасно, что финансовые программы, которые действуют от коммерческих банков, не всегда дают возможность людям реализовать себя, они попадают в институциональную ловушку, которая связана с кредитованием и не могут из неё выйти. То есть государство должно взять на себя функции обеспечения граждан, в том числе и финансовой грамотностью, чтобы все понимали. Что такое кредиты, что такое микрокредитование и т.д. То есть и при рыночной экономике государство всё равно должно брать на себя функции не только социального обеспечения, но ещё и социального образования, и социального жилья. Именно социальное обеспечение процессов, которое берёт на себя государство, процессов борьбы с бедностью, меры поддержки, меры помощи в обеспечении жильём и другими благами гарантирует наш основной закон – Конституция РФ».