Музыкальный руководитель старооскольского детского сада №37 «Соловушка» Наталия Леонтьева стала лучшим воспитателем Белгородской области в 2022 году. Педагог одержала победу в региональном этапе конкурса профмастерства и теперь представит всю область на федеральном этапе. Корреспондент bel.aif.ru поговорила с Наталией о выборе профессии, её методической разработке и о том, насколько важно развитие музыкальных способностей у детей.
Педагогическая находка
Мария Зуборева, bel.aif.ru: С чего начался Ваш профессиональный путь? Когда поняли, что хотите стать воспитателем?
Наталия Леонтьева: Я работаю с детьми более 16 лет. Любовь к музыке и малышам сформировалась ещё в детстве. Сначала я окончила музыкальную школу, затем – Старооскольский педагогический колледж. Потом получила высшее музыкально-педагогическое образование. Я, музыка и дети – это уже что-то нераздельное.
- Почему вы решили принять участие в конкурсе и побороться за звание лучшего воспитателя?
- Несколько лет я работала воспитателем, а потом стала музыкальным руководителем. Спустя продолжительное время преподавания поняла, что готова к новой ступени развития своей профессиональной деятельности. Поэтому решила принять участие в этом конкурсе.
- Расскажите, какие этапы вас ожидали? Сложно было?
- Сначала я попала ну муниципальный этап в Старом Осколе. Заняла там первое место и, естественно, прошла на региональный этап. Здесь тоже одержала победу. Теперь мне выпала честь представить наш регион на финальном этапе конкурса «Воспитатель года – 2022». Он пройдёт в сентябре в Ярославле.
Региональный этап мне понравился. Сначала был заочный этап: каждый воспитатель представлял свою визитку. Позже было торжественное открытие этапа уже в очном формате. Мы с педагогами тянули жребий. На следующий день был тур «Педагогическая находка». Там я представила свою находку – глиняную старооскольскую игрушку-свистульку. Вторым испытанием стало очное занятие с детьми одного из белгородских детсадов. Сразу на примере участники показывали, как можно внедрить свою разработку в учебный процесс. В качестве третьего задания нужно было провести мастер-класс уже для педагогов и жюри. И последний этап – шоу «Педагогический разговор», где мы в целом обсуждали проблемы современного дошкольного образования.
«Ягода малинка» на свистульке
- Чем уникальна ваша разработка?
- Большинство представляет, что свистулька – это предмет народного творчества, изобразительного искусства. Детям зачастую рассказывают, как её изготавливают из глины и как расписывают. А я услышала в ней «голос». Так пришла идея разработать методическое пособие «Играем на свистульке». Оно подходит не только для педагогов и воспитателей общеобразовательных групп, но также и для групп с тяжёлыми нарушениями у детей, для учителей логопедов, и, конечно, для родителей.
- Как проходит обучение детей игре на свистульке?
- Изучение игрушки-свистульки мы с малышами начинаем с истории её появления. Также я разработала авторские приёмы звукоизвлечения, пальчиковые и интерактивные музыкальные игры на дыхание, потому что свистулька – это своеобразный духовой инструмент, и основой здесь является развитие дыхания.
В пособии всё прописано поэтапно: сначала мы изучаем теорию, затем практический этап, импровизационный этап, где дети придумывают сами мелодии и сказки с помощью свистульки, четвёртый этап – концертный. На последнем этапе представляем зрителям результаты обучения. Главное, на мой взгляд, это воспитание и приобщение детей к культурным традициям нашей страны и родного края, несмотря на то что мы живём в таком развитом мире гаджетов и соцсетей. Сейчас это особенно актуально.
При этом многие думают, что мы опираемся только на русское народное творчество. Но на самом деле мы с детьми пробуем исполнять мелодии и под современные песни. Это помогает ещё больше заинтересовать детей, когда они, например, видят, что на свистульке можно играть и под их любимую песню Хабиба «Ягода малинка». Получается действительно классно.
Музыка развивает мышление и воображение
- Какие особенности есть у современных детей? Как в век гаджетов и интернета заинтересовать их творчеством?
- Конечно, все поколения детей отличаются. Современный ребёнок получает и усваивает значительно больше информации. Это вроде бы и здорово, но иногда дети не знают, что делать с таким количеством информации, куда её направить. Ну, и проблема гаджетов, конечно, существует.
Поэтому мне кажется, воспитатель и учитель сегодня должен идти в ногу со временем, во всём быть образован. Например, на занятиях я обязательно использую интерактивные игры, презентации. Но главное, хочется показать детям, что мир многогранен, что за пределами интернета, смартфона и компьютера есть столько всего интересного. Когда начинаешь заниматься с детьми, видишь их горящие глаза, как они говорят: «Давайте ещё, пожалуйста, поиграем».
- Сложно ли работать с детьми, у которых не развиты музыкальные способности?
- Я работаю с детьми, начиная с самого раннего возраста и заканчивая подготовительной группой. Естественно, у всех свои особенности и способности. Мне кажется, основная задача педагога – помочь ребёнку ещё на первой ступени образования раскрыть ту область, в которой он почувствует себя личностью. То есть на занятиях музыкой дети создают свои маленькие шедевры и тем самым переживают самоэффективность, востребованность, думают про себя: «Я самый лучший, у меня получается».
А что касается музыкальных способностей, то, конечно, с теми, у кого развит от природы слух и чувство ритма, работать легче, но это не первостепенное. Самая большая радость для меня, когда совершенно немузыкальный ребёнок, который не любит концерты, выступления, вдруг в процессе обучения начинает проявлять активность, интерес, пробует снова и снова, развивается.
- Можно ли развить музыкальный слух?
- Я считаю, что не только можно, а нужно это делать. Делать это можно с помощью игр. Наверное, все знают, что игровая деятельность – это основа основ. Заставлять ни в коем случае нельзя. Играя, ребёнок не только развлекается, но и обучается, запоминает что-то, получает навык.
Например, наши занятия в детском саду включают в себя несколько видов деятельности. С детьми мы и просто слушаем композиции, и занимаемся пением, и играем на музыкальных инструментах.
- Насколько важно развитие творческих способностей? Можно ли заменить занятия музыкой рисованием или, например, изучением языков с раннего возраста?
- Даже если взять английский язык, то большинство методик и игр основаны на музыке. Вспомните, с чего всегда начинается обучение языку? Правильно, с алфавита. А как дети его изучают? Конечно же, с помощью песен. Наверное, каждый с детства знает песенку про английский алфавит.
Поэтому, мне кажется, что в детском возрасте через музыку в принципе легче воспринимается любая информация, любые знания. Музыка развивает мышление, воображение, умение слушать и понимать, что в дальнейшем помогает освоить школьные предметы, науку. А вообще и детям, и взрослым иногда хочется просто поднять настроение. Здесь на помощь тоже приходит музыка.