В преддверии нового учебного года рассказываем, как приучить ребенка к новому распорядку дня после каникул, мотивировать его на учебу и выстроить с ним доверительные отношения.
Новый учебный года не за горами, а это значит, что изменится график жизни школьников и родителей. О том, как подготовить учеников к школе и мотивировать их на учебу «АиФ-Белгород» поговорил с членом ассоциации психологов Белгородской области «Свет Белогорья», педагогом-психологом Яковлевского политехнического техникума Светланой Невинных.
«Говорите ребенку, что учитель – его верный друг»
Алена Повалюхина, «АиФ-Белгород»: Как грамотно готовить ребенка к школе, особенно, когда речь о первокласснике?
Светлана Невинных: Такая подготовка начинается еще в детском саду. Там с детками занимаются ритмикой, лепкой, рисованием, пением. Все это развивает внимание, память, координацию, мышление, речевой аппарат. Что касается детей, которые не ходят в детский сад, то их часто отдают в так называемые «развивашки» - центры детского развития. На мой взгляд, делать это не обязательно. Достаточно будет кружков пения, рисования, танцев и спорта – с пяти лет. Но важно понимать, что именно в детском саду идет адаптация к социуму.
- Как родителям настраивать ребенка на учебу, на то, что он будет школьником, первоклассником?
- Обычно у первоклассников есть страх нового помещения. Детсады как правило в разы меньше и там все понятно. Плюс ко всему это новый этап жизни, переход из игровой в учебную деятельность. Если есть возможность – сводите ребенка на экскурсию в школу и покажите, где что находится, познакомьте с учителем. Поддержите малыша, сказав, что учитель – это его верный друг. Именно поэтому важно правильно выбрать педагога. Какому-то ребенку подойдет более мягкий, кому-то более строгий. Если на одного повысят голос – он расплачется, а второй, наоборот, будет держаться в тонусе. Также очень важно, чтобы у будущего первоклассника была подготовлена рука для письма, это поможет ему в учебе.
Не лишним будет заранее поинтересоваться у учителя, что ребенок должен уметь к первому классу. А еще – отвести малыша на диагностику к психологу. Эксперт даст заключение и скажет, готов ребенок к школе или нет. Иногда малыш интеллектуально развит, но психологически еще не готов – его нервная система может не справится с новым этапом развития.
- А как настраивать на учебу пятиклассников, которых ждет переход из младшего звена в среднее?
- Проблема состоит в том, что в начальной школе детки как цыплятки строем ходят за учителем, а затем, в средней школе, их ждет своеобразный квест. И все справляются с ним по-разному. Кто-то чувствует себя более взрослым, а кто-то впадает в апатию. Эти кризисы очень травмируют. Плюс важно помнить, что в этом возрасте начинается пубертат и идет перестройка организма.
Родителям в этот период не надо говорить ребенку: «Все, теперь ты большой – все делай сам». Нельзя бросать детей в трудный жизненный период. В идеале ребенок должен делать домашнюю работу самостоятельно с первого класса, но родители при этом должны помогать,если он попросит помощи. Дело в том, что иногда дети при выполнении заданий «спотыкаются на ровном месте» - и это выбивает их из колеи. Если в этот момент родитель ему поможет – ребенок пойдет дальше, если нет – разочаруется в себе и учебе.
Оказывайте ребенку поддержку. Говорите, что вы рядом и всегда готовы прийти на помощь. Но это не значит, что вы в прямом смысле постоянно будете сидеть на соседнем стуле и выполнять задания вместо него.
- Теперь поговорим о девятиклассниках и одиннадцатиклассниках, у которых впереди экзамены. Как настраивать их?
- У этих детей обычно работает установка: «Если я не сдам – жизнь закончится». Родителям нужно объяснить ребенку, что это не так, что он сможет подготовиться лучше и пересдать, даже если «завалит» экзамен. Ни в коем случае не использовать фразы в духе: «Не сдашь – пойдешь работать дворником».
Как и в случае со средним звеном, старшеклассникам тоже важно слышать от родителей слова поддержки: «Я всегда готов прийти на помощь, но не ущемляя твоих прав». Если ребенок не просит помощи – навязываться не надо. Можно напрямую спросить: «Тебе помочь?». Если ответ отрицательный – не лезть. Дело в том, что во многих семья детей принято опекать, особенно это любят делать бабушки. В итоге ребенок вырастает инфантильным и не способным принимать самостоятельные решения. А в идеале, если говорить образно, он сам должен пройти этот путь, но если это потребуется,то в сопровождении.
- Как подростку помочь определить, куда он хочет пойти учиться, в каком направлении развиваться?
- Для этого можно пройти психологическое тестирование на профориентацию. Есть бесплатные онлнй-тесты, можно воспользоваться ими, а можно записаться на консультацию к психологу.
«От спокойствия родителей зависит уверенность ребенка»
- Как правильно мотивировать ребенка на учебу?
- Во-первых, надо создать комфортную обстановку дома – удобное рабочее место. Для малышей чем меньше вещей будет на столе – тем лучше, и об этом должны позаботиться родители. А вот старшеклассникам самим стоит обустроить свое рабочее пространство. Важно, чтобы ребенку после школы было приятно идти домой.
Во-вторых, отрегулируйте режим сна. Чем раньше ребенок будет ложиться – тем более энергичным и продуктивным он будет днем, следовательно, ему легче будет даваться учеба.
В-третьих, выполнение домашних заданий. Не надо заставлять ребенка садиться за уроки сразу после школы, но при этом важно, чтобы каждый день это происходило примерно в одно и то же время. Нужно следить за таймингом.
В целом добавлю, что родителям важно объяснить ребенку, что даже если он не успешен в учебе, он может раскрыться в других направлениях – спорте или творчестве.
Отдельно скажу про старшеклассников. В их возрасте в классах не редко начинается буллинг (травля). Однако этого можно избежать еще на начальном этапе, если выбрать хорошего учителя начальных классов. Если педагог качественно сплотит коллектив, риск буллинга в будущем будет минимален.
- Как помочь ребенку привыкнуть к новому распорядку дня после каникул?
- Подготовку надо начинать еще за месяц до возвращения в школу. С каждым днем укладывать ребенка все раньше и раньше. Не так, что вчера он бегал до полуночи, а сегодня – ложится спать уже в восемь вечера, а постепенно: сегодня в 11:00, завтра в 10:30, затем в 10:00 и так далее. Аналогичная схема работает с утренним пробуждением. В этом вопросе многое зависит от дисциплины родителей.
- Как правильно подготовиться к новому учебному году мамам и папам школьников, как им ве засти себя с детьми?
- От спокойствия родителей зависит спокойствие детей. Чем спокойнее реагирует на приближение нового учебного года мама или папа – тем увереннее себя чувствует ребенок. Ни в коем случае не жалуйтесь при детях на школу и не ругайте педагогов. Наоборот, говорите им: «У тебя такой классный учитель, ничего не бойся». А если уже во время учебного процесса случится какая-то спорная ситуация, и ребенок начнет во всем обвинять педагога, не соглашайтесь с ним, а пытайтесь вместе разобрать ситуацию и понять, что не так сделал сам школьник.
Также родителям рекомендуется интересоваться делами ребенка – не только по учебе, но и личными. Спрашивать, с кем он подружился, кого он хочет пригласить на День рождения и так далее. Если сын или дочь рассказал, что у него возникла к кому-то романтическая симпатия, не бежать и не рассказывать об этом всем вокруг. Такая информация от ребенка говорит о том, что между вами есть связь, а раскрывая секреты – ее можно оборвать.
- Как помочь стеснительным детям, которым тяжело даются социальные контакты?
- У таких детей есть два кризисных момента, это первый и пятый классы. Родителям нужно будет посоветоваться с учителями и предупредить их об особенностях ребенка. Желательно заранее встретиться и все это обговорить. Например, попросить педагога сделать так, чтобы если ребенку стало грустно, он мог позвонить маме или папе. Учитель должен учитывать психологические особенности ученика и выстраивать соответствующую линию поведения.