Примерное время чтения: 5 минут
386

Do you speak English? Учитель о том, почему в стране не знают английский

Ежегодно 5 октября в России отмечается День учителя. «АиФ-Белгород» поговорил с преподавателем английского языка Аллой Бражниковой о том, почему у нас в стране так плохо знают иностранный и что нужно сделать, чтобы это исправить.

Отсутствие практики

Мария Зуборева, «АиФ-Белгород»: Алла, расскажите, почему английский язык учат практически все в школах с первого класса, но говорят на нём свободно единицы?

Алла Бражникова: В первую очередь это связано с тем, что зачастую мы учим детей английскому, но при этом не имеем ежедневной практики с носителем языка. Проще говоря, обучаем детей «игре на пианино», не имея самого инструмента.

Отсутствие практики – основная проблема, которая начинается даже не столько с детей, сколько с подготовки преподавателей иностранных языков в самих вузах.

Даже сегодня несмотря на возможность посещать другие страны в отличие от того, как это было в советское время, частые путешествия может позволить себе не каждый студент. Хорошую теорию, да, в вузе дают, но практики недостаточно.

Вторая причина того, почему на английском свободно говорит относительно небольшое количество детей и взрослых, кроется в мотивации. Ребёнок изначально не понимает, зачем ему учить языки и зачем родители вообще заставляют его это делать. «В будущем пригодится», - такая фраза вряд ли будет понятна первокласснику. И опять же здесь всё связано с отсутствием ежедневной практики. Когда в обиходе семьи не используются английские слова, ребёнок подсознательно относится в принципе к изучению языка, как к одному из множества предметов в школе.

- Можно ли как-то исправить проблему с отсутствием языковой практики без частых путешествий заграницу?

- Например, если мы берём Белгород, то в наших вузах учится много иностранных студентов. Любая беседа с иностранцем – уже практика.

До пандемии мы часто приглашали знакомого американца в наш языковой клуб. Дети смотрели на него горящими глазами. Им так хотелось лично пообщаться с ним, а так как по-русски он понимал плохо, говорить приходилось по-английски. В таких ситуациях дети и осознают, зачем вообще нужен какой-то другой язык кроме родного русского. Потому что если ребёнок на уроке выдаёт заученные шаблонные фразы и разыгрывает диалог с соседом по парте, то никакого понимания не происходит. Он думает про себя: «А зачем я говорю Пете что-то на английском, когда я могу сказать ему это по-русски, и он всё поймёт».

Было бы идеально, если школы хотя бы пару раз в неделю приглашали на уроки английского носителя языка или, например, создали бы для отдельных занятий языковой клуб. Для детей это намного интереснее и полезнее, чем заучивание по словарю.

- А если всё-таки нет возможности постоянно общаться с носителем языка?

- Малышей в таком случае очень легко привлечь. Достаточно взять какую-нибудь игрушку и сказать, что, например, этот зайчик не знает русского, но ему очень нужна помощь. Тогда ребёнок изо всех сил начинает стараться и подключает весь свой словарный запас английского. А вот со взрослыми уже тяжелее. Но сейчас в век интернета, думаю, найти иностранца и пообщаться с ним где-нибудь в видеочате не составит проблемы. Даже переписка на английском даёт опыт.

Грамматика – не главное

- В российских школах обычно очень большие классы – по 25-30 человек. Не вредит ли это плодотворному изучению языка?

- Повторюсь, любой язык – это говорение, произношение слов и предложений. Если грамматику и всю теорию можно рассказать большой аудитории слушателей, то выслушать хотя бы по несколько фраз от каждого из 30 учеников в классе практически нереально. Или, например, учитель даёт домашнее задание – пересказать по-английски какую-нибудь сказку. Но ведь один школьник может это делать половину урока. А ребёнку на занятии нужно как минимум что-нибудь прочитать, высказать своё мнение, повторить слово. В любой области детям важно внимание. Это такая простая истина, о которой взрослые очень часто забывают.

- Сколько человек в языковой группе должно быть в идеале?

- Здесь всё зависит от возраста обучающегося. Например, совсем маленьким ученикам, детям от трёх до семи лет, комфортнее находиться в группе. В таком возрасте им нужно постоянное активное взаимодействие. Даже все новые слова они учат и повторяют хором.

С подростками сложнее. У каждого из них уже проявляется характер, какие-то комплексы. Есть очень общительные дети – много говорят и по-русски, и по-английски, а вот грамматика страдает. А есть те, кто стесняется в принципе сказать хоть что-то вслух, потому что боится, что произнесёт что-то неправильно. Поэтому с детьми старшего возраста лучше заниматься отдельно или в совсем небольших группах – до четырёх человек.

- Как часто нужно заниматься английским?

- Обучаться языку нужно по принципу «Лучше каждый день по пять минут, чем раз в неделю по три часа». И это действительно работающая методика. Например, 15 минут в день на повторение слов или какое-нибудь аудирование найдёт каждый. Поэтому те, кто говорят, что у них нет времени на изучение языка, просто не хотят или у них нет мотивации.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах