80

Из чистой глины. Как на Белгородчине делают борисовскую игрушку

Евгений Иванов / Из личного архива
Глиняная игрушка - один из самых популярных народных промыслов в России, причём в каждом крае она имеет отличия. В Белгородской области широко известна староооскольская игрушка из белой глины, воссоздающая яркие сказочные образы зверей и людей, но мало кто знает, что существует ещё борисовская глиняная игрушка, которая весьма отличается от всех привычных.

О том, в чём её особенность и как она появилась, в Всемирный день ремесленничества, который празднуют 10 июня, «АиФ-Белгород» поговорил с народным мастером Белгородской области Евгением Ивановым, который сейчас занимается возрождением промысла борисовской глиняной игрушкой.
 

Свистульки для детей

 
Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Евгений, как появилась борисовская игрушка?
 
Евгений Иванов: Изначально борисовские мастера лепили игрушки из той глиняной массы, которая оставалась после изготовления горшков, других керамических изделий. Не у всех мастеров было художественное образование, поскольку Борисовка была по сути большим селом, обучаться они могли у старших родственников. Не было у них и прямых контактов с такими большими центрами по изготовлению народной игрушки, как, допустим, как тот же Старый Оскол или Филимоново.
 
Поэтому в Борисовке игрушки делали по-своему, именно в тех образах, которые они часто встречали. И если в Старом Осколе игрушечный промысел начал развиваться ещё с XVII века, а расцвета достиг в XIX веке, то в Борисовке глиняные игрушки начали делать только во второй половине ХХ века, в 50-х годах.
 
Этот промысел начал развиваться благодаря двум мастерам-борисовцам: Михаилу Ивановичу Моргуну и Пётру Ефимовичу Ткаченко. После войны в газете «Борисовская Коммуна» писали о выставке, посвящённой освобождению посёлка от немецко-фашистских захватчиков, где наряду с керамическими изделиями были выставлены и глиняные игрушки.
 
К 90-м годам прошлого века о ней уже никто не знал - мастера умерли, про игрушку забыли, и она ушла из обихода. И если в целом говорить о глиняной игрушке как о виде искусства, культуры, она сейчас во многих регионах либо совсем исчезает, либо находится на грани, поэтому и поднимается вопрос о её возрождении и сохранении.
 
Первые борисовские игрушки были сделаны очень неказисто, на уровне 10- 12-летнего ребёнка. Но это было так из-за того, что они были свистульками и предназначались для детей. То есть мастеров прежде всего интересовал не образ как таковой, например, барыни, быка, - а чтобы можно было свистеть. И только из-за того, что это были наскоро слепленные фигурки-свистки, не имеющие росписи, в нашем районе на неё особо не обращали внимания.
 
Фото: Из личного архива/ Евгений Иванов
-Но какие-то исследования краеведов всё-таки были?
 
-Да, одним из первых, кто заинтересовался в 70-х годах прошлого века, был московский краевед Виктор Блинов. Он несколько раз приезжал в Борисовку, разговаривал с мастерами, и после каждого визита увозил с собой новые образцы глиняной игрушки.
 
На сегодняшний день я единственный народный мастер в области, который ею занимается. Но если взять нашу, такую с виду неказистую игрушку, и взять, например, дымковскую игрушку или ту же старооскольскую - у них разные предназначения. Они служили украшениями жилища, а у борисовской игрушки назначение исключительно для детской забавы. 
 
-Какие образы чаще всего используются в этом промысле?
 
- В основном это звери, которые окружают крестьянина в его домашнем быту или встречаются в лесу. Человеческих образов мало - это хозяин с петухом, барыня с курицей, или всадник - тоже мужик, который руками держится за шею лошадки. Остальные фигурки - это животные: зайцы, куры, петухи, лошади, медведи, бараны, собаки, свиньи, лягушата. Все фигурки неказистые, но милые и смешные. Есть и диковинные животные, например, слон. В послевоенное время было мало возможностей попасть в цирк, и слона делали по представлениям, по картинкам. То же самое касается и павлина, жар-птицы.
 
 

Осмысливать традицию

 
-Можно ли где-то увидеть эти игрушки?
 
- В экспозиции Белгородского государственного музея народной культуры в разделе, посвящённом борисовской керамике, есть стенд, где представлена и старооскольская игрушка, и четыре экспоната борисовской игрушки моей работы. Это как раз барыня и хозяин с курами, которые либо отправляются на ярмарку, либо с неё возвращаются с покупками.
 
Эти мои работы сделаны именно по мотивам традиционной борисовской игрушки - но я их сделал по-своему. Игрушка, которой я сейчас занимаюсь, имеет какие-то общие черты с теми, которые когда-то делали мастера - допустим, форму глаз, рта, у них та же образно-стилистическая основа. Но повторять в точности контур работ мастеров мне не интересно, это вообще не путь развития традиции. Промысел развивается, когда есть творчество, когда на основе традиции создаётся то, чего ещё не было.
 
Сейчас у меня в планах - на основе этой игрушки создать коллекцию глиняной игрушки, а именно, людей, образы которой демонстрировали бы разнообразие промыслов и ремесел нашего края, Борисовки - а их было у нас больше 70.
 
Также в Борисовском историко-краеведческом музее сейчас есть коллекция такой игрушки, которую передал в музей незадолго до смерти мастер-керамист Юрий Петрович Агафонов. Так что люди могут увидеть наглядно, каким был этот промысел.
 
Фото: Из личного архива/ Евгений Иванов
- Глина используется какая-то специальная?
 
-Раньше была возможность съездить на карьер в Борисовку - там её набирали, глина была удивительная, на вид как масло, вытягивалась и принимала любую форму. Сейчас карьер уже выбрали, то, что осталось, смешивается с песком и при обжиге трескается, взрывается. Так что теперь я заказываю глину в Москве у своего товарища, тоже народного мастера, и с ней работаю.
 
-Евгений, как вы сами пришли к тому, чтобы заняться глиняной игрушкой?
 
-Я заканчивал Белгородский колледж культуры, отделение декоративно-прикладного искусства, готовился писать диплом - к тому времени уже руководил научным обществом в колледже, где мы занимались изучением традиций, культуры нашего края. Ещё во время учёбы я встречал кое-какие данные о том, что в моей родной Борисовке были свои исконные промыслы - борисовская школа иконописи и глиняная игрушка. Иконопись, кстати, и сейчас продолжает там развиваться.
 
Я поехал в Борисовку в краеведческий музей, попросил предоставить мне данные о том, какие были у нас традиционные народные промыслы - и там были сведения о глиняной игрушке, но экспонатов в то время ещё не было. И тогда я начал работу по поиску информации в Интернете и в Белгородской областной научной библиотеке.
 
Источников по самой игрушке очень мало, первым исследователем был Блинов, о котором я уже упомянул. Собрав всю информацию, какую возможно, я подготовил диплом, и сейчас продолжаю эту исследовательскую работу, на основе которой намерен идти в аспирантуру. Хочу, чтобы эти исследования были оформлены документально, чтобы они вошли в пособия, чтобы и другие мастера, студенты имели возможность не только с ними ознакомиться, но и внести какой-то свой вклад.
 
Кстати, в методическом пособии «Белгородоведение» для учащихся начальных классов опубликован план-конспект урока, где ребятам предложено познакомиться с одним из образов борисовской игрушки – курицей.
 
 

Народное творчество учит добру

- Вы же и детей обучаете этому промыслу?
 
-Да. я занимаюсь с детьми в художественной школе Белгорода, обучаю лепке, показываю основы изготовления глиняной игрушки - не только борисовской, но и дымковской, филимоновской. Детям нравится, на выставках их работы занимают призовые места.
 
Чему-то и я у них научился - для свистульки ведь нужно иметь немного детское восприятие. Бывает, что сначала ребёнок считает, что глиняная игрушка - это скучно и неинтересно, но стоит ему самому преобразить обычный кусок глины в какой-то образ, слепить, обжечь, дунуть, и она засвистит - и всё, появляется такой интерес, что и домой не выгнать.
 
- И всё-таки в игрушке важнее образ, а не свист?
 
- Да, важно понять, на основании чего мастера создают именно такие образы. В Борисовке очень сильно влияние Украины, там ведь и граница совсем близко, и, несомненно, сказывается влияние украинской культуры. Мастер Ткаченко был родом из Сумской области Украины, и он чаще лепил людей, а Моргун лепил и людей, и животных. Так что в изображении людей стилистика больше относится к украинской школе глиняной игрушки.
 
А вот что касается животных, которых лепил Моргун, то они по форме больше напоминают клеповские - это промысел из Воронежской области. Они стоят на трёх точках опоры - две передние ножки и хвост-свистулька. То же есть и в старооскольской игрушке.
 
- Но какова всё-таки особенность, чем борисовская игрушка отличается от всех остальных?
 
- Прежде всего, это сам материал. Тут чистая глина, поэтому игрушки коричневого цвета. Если их расписывают, глину покрывают краской, и исчезает эта изюминка - сам природный материал.
 
Наша игрушка своеобразна, её образы не похожи ни на одни из известных в России. Сколько я смотрел и изучал самых различных игрушек, не встречал ничего даже отдалённо похожего.
 
И еще немаловажный фактор - что этот промысел появился именно в нашей области, потому что сейчас мало можно назвать промыслов, которые, появившись в нашем районе, получили бы дальнейшее развитие именно у нас.
 
Данным промыслом заинтересовались в Тульской области - там есть посёлок Одоево, где делают филимоновскую игрушку. В этом году мы уже второй раз поедем туда на фестиваль «Сказки деда Филимона» - когда мы там были в первый раз, интерес был большой.
 
Ещё я выставлялся в Москве на заочной выставке народных промыслов. А летом 2014 года, незадолго до всех событий, мы с супругой были на Украине, в Мелитополе, где проводилась научная конференция по народным промыслам. Там нам тоже сказали, что наша игрушка очень необычна и что нужно ею заниматься.
 
А вот почему игрушка стала именно такой, - ответа на этот вопрос уже не получить, потому что мастеров уже нет в живых, а их родственники. Я общался с внучкой мастера Моргуна, - не говорят ничего больше того, что уже написано в книгах.
 
Искусство всегда влияет на душу, а народное искусство позволяет нам вернуться к нашим истокам, к корням, почувствовать свою к ним причастность. А народная игрушка возвращает нас в детство, дарит радость. Вся наша традиционная народная культура устремлена к добру, она учит красоте, тому, чтобы в мире не было зла, насилия, стремления показать своё «я». Потому что народ - это всегда общность, не «я», а «мы».
 
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах