Примерное время чтения: 7 минут
819

«Не только церковный инструмент». Музыкант — об игре на органе

Тимур Халиуллин / Из личного архива

В Международный день культуры, который празднуется 15 апреля, музыкант Белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин рассказал «АиФ-Белгород» о том, почему билет на органный концерт — это лучший подарок, и нужно ли воспринимать орган не только как церковный, но и светский инструмент.

Важен не город, а инструмент

Мария Зуборева, «АиФ-Белгород»: Тимур, вы родились в Ижевске, а учились в Санкт-Петербурге. Почему вдруг решили переехать в Белгород?

Тимур Халиуллин: Меня никогда не волновал сам город, в котором я хочу жить. Я выбирал именно орган, на котором хочу играть. Поэтому в итоге я переехал в Белгород. До переезда сюда я вообще не знал, где находится этот город.

Здесь у меня есть возможность играть на органе днями и ночами. Я спокойно езжу и гастролирую по всей стране и за её пределами. Поэтому можно сказать, что Белгород – место, где я репетирую и храню вещи. Вся моя жизнь – от концерта до концерта.

К тому же и сам Белгород, когда я сюда перебрался, оказался гостеприимным, чистым городом с хорошей инфраструктурой. И это не просто пафосные слова. Я бы даже назвал наш город «маленькой Европой».

Фото: Из личного архива/ Тимур Халиуллин

- Вы окончили фортепианное отделение. Как тогда научились играть на органе?

- Моё первое образование действительно было фортепианным. Я не представлял, что когда-то начну играть на органе. Также я получил второе и третье высшее образование. За время обучения освоил игру на основных клавишных инструментах: рояле, органе, клавесине и карильоне.

Вообще это всё находится в рамках одной специальности. Клавишный мир ограничивается не только роялем. Большинство известных современных органистов в первую очередь хорошие пианисты. В этом и есть главное отличие российского музыкального образования от европейского. Хорошая фортепианная база – это залог успеха в исполнении органной музыки.

- Расскажите подробнее об отличиях образования в Европе и в нашей стране.

- Европейцы, которые учатся сразу играть именно на органе, а не на фортепиано, заметно отстают в виртуозности или испытывают сложности в технике. А профессиональные пианисты уже готовы к игре на органе и не тратят много времени дополнительно, чтобы научиться быстро двигать пальцами. Поэтому орган у нас в России находится на высоком техническом уровне, несмотря на более богатый опыт европейцев. Мы смогли не только догнать, но и во многом перегнать западную культуру в органной музыке.

- Где в Белгороде можно научиться играть на этом инструменте?

- В Белгороде научиться играть на органе можно в институте искусств и культуры. Там есть факультативный класс органа и клавесина. Уже восемь лет я преподаю студентам-пианистам курс исполнительства на старинных клавишных инструментах. Некоторые из них потом решают продолжить обучение на органе и поступают в консерваторию. Например, в этом году одна из моих первых студенток заканчивает консерваторию в Санкт-Петербурге.

«В пандемию гастролей стало в два раза больше»

- Расскажите о своём гастрольном графике. Много стран и городов уже посетили?

- Я уже объездил большую часть Европы. И это связано прежде всего с тем, что органист – традиционно европейская специальность. Даже в процесс моего обучения входили обязательные поездки в Европу на стажировку, потому что органы разных стран имеют совершенно разное устройство клавиатур и педалей, другое звучание. Три основных вида – это итальянский, французский и немецкий.

Для меня гастроли – это возможность не только сыграть на новом органе, но и прочувствовать местную культуру. Поэтому я очень люблю куда-то выезжать, играть концерты в новых, не знакомых мне до этого местах. Даже несмотря на пандемию, в сентябре прошлого года мне удалось побывать на гастролях в Чехии. Правда, пришлось долго и сложно добираться.

- Как раз о пандемии: сильно ли она повлияла на концертный план и гастроли?

- На самом деле, за время пандемии мой гастрольный год оказался в два раза насыщеннее предыдущего. Это связано с тем, что органист не играет в большом коллективе. У нас всё проще: сел один за инструмент и играешь. И соблюдать эту социальную дистанцию. Даже если границы не откроют полностью, я продолжу гастролировать по городам России. Мне не хватит и целой жизни, чтобы сыграть на всех органах, расположенных в нашей стране, потому что их более 150.

- Недавно у вас дома появился орган. Не сильно мешаете соседям во время репетиций?

- Цифровой орган из Голландии, который я приобрёл, был моей давней мечтой. А поскольку инструмент цифровой, то по количеству шума его можно сравнить с обычным телевизором. Поэтому никаких неудобств соседям я не доставляю: если нужно, делаю звук громче или тише. Ночью можно подключить наушники, и тогда орган слышу только я.

А вообще я приобрёл орган не столько для репетиций дома, сколько для передвижных концертов. Например, уже в конце июля у нас запланирован первый концерт Open Air. Специально для него мы будем транспортировать орган из квартиры на открытую площадку.

Питомец Тимура облюбовал его домашний орган.
Питомец Тимура облюбовал его домашний орган. Фото: Из личного архива/ Тимур Халиуллин

«На органных концертах сейчас сплошные аншлаги»

- Обычно орган ассоциируется у людей с католической и в принципе религиозной традицией. Так ли это на самом деле?

- Сам по себе орган – не религиозный инструмент. Он такой же многогранный, как и рояль. Вообще орган возник ещё до рождения Христа, в третьем веке до нашей эры, и почти девять веков существовал именно как светский инструмент. Удивительно, что первыми органистами на Руси были скоморохи. Они использовали маленькие портативные органы и озвучивали какие-то пляски и увеселительные мероприятия. Поэтому церковь и её традиции – это только одна из сторон использования органа.

У нас в России есть проблема восприятия этого инструмента. Во времена СССР органов в концертных залах практически и не было. Поэтому у людей сложилось такое отношение, как к какому-то западному необычному инструменту. Сейчас это восприятие меняется, что очень радует. Я скажу проще: сегодня проигрывает тот органист, который до сих пор считает свой инструмент исключительно церковным.

- А сам слушатель меняется?

- Конечно, публика постоянно изменяется. Сегодня орган находится на пике популярности. Я заметил, что в последнее время часто открываются новые органные залы, появляется всё больше органных фестивалей.

Недавно меня пригласили вести передачу об органной музыке на радио, что тоже доказывает возрастающую популярность этого инструмента. У людей появляется не просто интерес к музыке, это становится модным. На органных концертах сейчас сплошные аншлаги. Поэтому билет на такой концерт считается отличным подарком на Новый год, Рождество, Международный женский день и другие праздники.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах