25 марта в России отмечается День работника культуры. «АиФ-Белгород» поговорил с главным дирижёром академического хора Белгородской государственной филармонии Еленой Алексеевой об особенностях профессии и о том, каково это – управлять творческим коллективом из 50 человек.
«Странный» инструмент
Мария Зуборева, «АиФ-Белгород»: Елена Александровна, расскажите, как вы стали дирижёром академического хора Белгородской филармонии?
Елена Алексеева: Я родилась в Украине, там же получила первое музыкальное образование. В Белгород приехала в 90-х после окончания Воронежской академии искусств. Сначала работала в Центре музыкального искусства артистом хора. Потом некоторое время в Москве. В 2002 году меня пригласили обратно в Белгород руководить камерным хором, а с 2009 года мы уже стали филармоническим коллективом.
- Зависит ли выбор произведений от предпочтений участников вашего коллектива?
- С артистами хора мы, конечно же, говорим о предпочтениях. Бывает, ребята приносят какую-то партитуру, произведение, которое им понравилось. И здесь важно найти общий язык, договориться с коллективом.
Вообще я всё время говорю, что у нас очень «странный» музыкальный инструмент, который состоит из отдельных людей. Здесь — у каждого свой голос, свои мысли и предпочтения, ведь каждый человек — личность. Поэтому у нас сложный творческий процесс: собрать все голоса в единое целое, в один «инструмент», и исполнить с его помощью произведение.
- Я заметила, что на концерты в филармонию приходят люди совершенно разного возраста. На что вы ориентируетесь при выборе репертуара?
- Хор поёт самую разную музыку. Конечно, это и классика в том виде, в каком её все представляют. Есть и современная классика. Это уже совсем другое. В нашем репертуаре есть и известные произведения, которые слышал, наверное, каждый человек. На наши концерты всегда приходят разные зрители: и молодёжь, и люди старшего возраста, и дети.
Я рада, что нам удаётся сломать этот стереотип. Помню, раньше знакомилась с людьми, не имеющими никакого отношения к музыке, и в нашем общении всё было хорошо, пока меня не спрашивали, кем я работаю. И когда я отвечала, что дирижёр академического хора, они сразу дистанцировались.
Вообще сейчас мир уходит от традиционного представления о хоре.
Хор – это живой организм, которыйне может находиться в статичном положении. Поэтому если произведение предполагает и позволяет двигаться на сцене и взаимодействовать со зрителем, то мы обязательно этим пользуемся: добавляем хореографию или что-то ещё. И, конечно же, всегда выкладываемся по полной и обмениваемся с залом энергией. Если ты холоден сердцем, ты не сможешь заинтересовать зрителя.
«Пандемия нам только помогла»
- Как пандемия повлияла на работу хора?
- В самом начале, весной, было очень тяжело. Потому что, как вы понимаете, хоровое искусство предполагает полное взаимодействие артистов на репетиции. Чем дальше расстояние между певцами, тем сложнее настраиваться и ансамблировать. Приходилось проводить репетиции в онлайн-формате: мы собирались и пели в видеочате. К сожалению, много чего из концертного плана пришлось отменить.
Постепенно с конца прошлого года стали собираться на репетиции уже в филармонии. Дистанцию все равно приходится соблюдать. Но слышать и видеть друг друга вживую — необходимая часть нашей работы.
- Весь запланированный репертуар успели выучить?
- На освоении репертуара пандемия, к счастью, никак не отразилась. Даже могу сказать, что из-за отсутствия плотного графика и некоторых концертов у нас появилось чуть больше времени, поэтому получилось представить программу в новом формате. В этом зрители могли убедиться, посетив наши концерты уже после снятия некоторых ограничений в области. Поэтому в каком-то смысле пандемия даже помогла нам.
«Отдаю зрителю всю энергию»
- Какие жанры музыки вы предпочитаете и как часто удаётся послушать любимый плейлист дома?
- Мне нравится самая разная музыка, и абсолютно не важно, к какому жанру она относится. Но в удовольствие послушать музыку получается не так часто, как хотелось бы. Большее количество произведений всё равно прослушиваю в рамках рабочего процесса.
- Как проводите свободное время, если оно вообще есть?
- Если честно, то его практически нет. Но если оно появляется, гуляю в парке, по городу или просто читаю книги. Я такой же живой человек, как и все.
- В чём, по вашему мнению, состоит главная задача артиста, когда он выходит на сцену?
- Концерты посещают разные люди. Бывает, человек приходит в филармонию уставший после работы и хочет отдохнуть. А кто-то, наоборот, идёт к нам наполненный энергией и эмоциями – в предвкушении предстоящей программы. Поэтому задача артиста – помочь одним отключиться от житейских проблем, а другим поддержать эмоциональный фон на должном уровне. И когда это получается, мы испытываем непередаваемые ощущения. Мы отдаём зрителю всю свою энергию, но это того стоит.
Когда потом видишь, что человек возвращается в филармонию, приходит на другие концерты, получает удовольствие от музыки, понимаешь, что работаешь не зря. Людей не обманешь. Если ты делаешь свою работу без души, то отдачи от зала не получишь.