Примерное время чтения: 5 минут
552

«Хор – это живой организм». Дирижёр об особенностях творческой профессии

Елена Алексеева / Из личного архива

25 марта в России отмечается День работника культуры. «АиФ-Белгород» поговорил с главным дирижёром академического хора Белгородской государственной филармонии Еленой Алексеевой об особенностях профессии и о том, каково это – управлять творческим коллективом из 50 человек.

«Странный» инструмент

Мария Зуборева, «АиФ-Белгород»: Елена Александровна, расскажите, как вы стали дирижёром академического хора Белгородской филармонии?

Елена Алексеева: Я родилась в Украине, там же получила первое музыкальное образование. В Белгород приехала в 90-х после окончания Воронежской академии искусств. Сначала работала в Центре музыкального искусства артистом хора. Потом некоторое время в Москве. В 2002 году меня пригласили обратно в Белгород руководить камерным хором, а с 2009 года мы уже стали филармоническим коллективом.

- Зависит ли выбор произведений от предпочтений участников вашего коллектива?

- С артистами хора мы, конечно же, говорим о предпочтениях. Бывает, ребята приносят какую-то партитуру, произведение, которое им понравилось. И здесь важно найти общий язык, договориться с коллективом.

Вообще я всё время говорю, что у нас очень «странный» музыкальный инструмент, который состоит из отдельных людей. Здесь — у каждого свой голос, свои мысли и предпочтения, ведь каждый человек — личность. Поэтому у нас сложный творческий процесс: собрать все голоса в единое целое, в один «инструмент», и исполнить с его помощью произведение.

- Я заметила, что на концерты в филармонию приходят люди совершенно разного возраста. На что вы ориентируетесь при выборе репертуара?

- Хор поёт самую разную музыку. Конечно, это и классика в том виде, в каком её все представляют. Есть и современная классика. Это уже совсем другое. В нашем репертуаре есть и известные произведения, которые слышал, наверное, каждый человек. На наши концерты всегда приходят разные зрители: и молодёжь, и люди старшего возраста, и дети.

Я рада, что нам удаётся сломать этот стереотип. Помню, раньше знакомилась с людьми, не имеющими никакого отношения к музыке, и в нашем общении всё было хорошо, пока меня не спрашивали, кем я работаю. И когда я отвечала, что дирижёр академического хора, они сразу дистанцировались.
Вообще сейчас мир уходит от традиционного представления о хоре.

Хор – это живой организм, которыйне может находиться в статичном положении. Поэтому если произведение предполагает и позволяет двигаться на сцене и взаимодействовать со зрителем, то мы обязательно этим пользуемся: добавляем хореографию или что-то ещё. И, конечно же, всегда выкладываемся по полной и обмениваемся с залом энергией. Если ты холоден сердцем, ты не сможешь заинтересовать зрителя.

«Пандемия нам только помогла»

- Как пандемия повлияла на работу хора?

- В самом начале, весной, было очень тяжело. Потому что, как вы понимаете, хоровое искусство предполагает полное взаимодействие артистов на репетиции. Чем дальше расстояние между певцами, тем сложнее настраиваться и ансамблировать. Приходилось проводить репетиции в онлайн-формате: мы собирались и пели в видеочате. К сожалению, много чего из концертного плана пришлось отменить.

Постепенно с конца прошлого года стали собираться на репетиции уже в филармонии. Дистанцию все равно приходится соблюдать. Но слышать и видеть друг друга вживую — необходимая часть нашей работы.

- Весь запланированный репертуар успели выучить?

- На освоении репертуара пандемия, к счастью, никак не отразилась. Даже могу сказать, что из-за отсутствия плотного графика и некоторых концертов у нас появилось чуть больше времени, поэтому получилось представить программу в новом формате. В этом зрители могли убедиться, посетив наши концерты уже после снятия некоторых ограничений в области. Поэтому в каком-то смысле пандемия даже помогла нам.

«Отдаю зрителю всю энергию»

- Какие жанры музыки вы предпочитаете и как часто удаётся послушать любимый плейлист дома?

- Мне нравится самая разная музыка, и абсолютно не важно, к какому жанру она относится. Но в удовольствие послушать музыку получается не так часто, как хотелось бы. Большее количество произведений всё равно прослушиваю в рамках рабочего процесса.

- Как проводите свободное время, если оно вообще есть?

- Если честно, то его практически нет. Но если оно появляется, гуляю в парке, по городу или просто читаю книги. Я такой же живой человек, как и все.

- В чём, по вашему мнению, состоит главная задача артиста, когда он выходит на сцену?

- Концерты посещают разные люди. Бывает, человек приходит в филармонию уставший после работы и хочет отдохнуть. А кто-то, наоборот, идёт к нам наполненный энергией и эмоциями – в предвкушении предстоящей программы. Поэтому задача артиста – помочь одним отключиться от житейских проблем, а  другим поддержать эмоциональный фон на должном уровне. И когда это получается, мы испытываем непередаваемые ощущения. Мы отдаём зрителю всю свою энергию, но это того стоит.

Когда потом видишь, что человек возвращается в филармонию, приходит на другие концерты, получает удовольствие от музыки, понимаешь, что работаешь не зря. Людей не обманешь. Если ты делаешь свою работу без души, то отдачи от зала не получишь.

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах