В последние несколько недель в Белгородской области наблюдается напряжённая ситуация на фоне участившихся обстрелов. Далеко не каждый взрослый может справиться с тревожностью в случае возможной опасности. Но как это пережить детям?
Корреспондент bel.aif.ru поговорил с психологом Надеждой Марковой о том, как объяснить ребёнку, что происходит в мире и как бороться с тревогой, которая возникает, когда посреди дня или ночи слышишь звуки взрывов.
Не делить на плохих и хороших
Мария Зуборева, bel.aif.ru: Надежда, расскажите, как объяснить ребёнку происходящую вокруг ситуацию?
Надежда Маркова: Мне кажется, ни один специалист не даст чёткой инструкции, что делать, как действовать. Всё очень индивидуально и зависит от характера ребёнка, от мировоззрения семьи в целом, чему до этого его учили в семье.
Здесь важно уберечь ребёнка от каких-либо политических обсуждений, не мыслить крайне полярными категориями и не говорить ему: «Этот плохой, этот хороший». Часто мы забываем, что дети всё берут из семьи, поэтому обсуждая дома новости, не задумываемся над употреблением негативных, а иногда и вовсе нецензурных выражений.
- Нужно ли вообще начинать обсуждать с ребёнком тему спецоперации или ждать, пока он сам задаст вопрос?
- Говорить об этом, безусловно, нужно. При этом делать это желательно без страшных описаний и политических подробностей. Максимально мягко. Можно сказать ребёнку: «Да, сейчас происходят военные действия, поэтому мы видим на улице военную технику и слышим громкие звуки». Конечно, удобнее всего, если ребёнок сам начнёт задавать вопросы.
Понятное дело, если ребёнка нет проблем со слухом, то он слышит все эти «хлопки» в Белгороде и районах области. Слышит и видит, как на фоне происходящего меняется настроение родителей, учителей. Поэтому скрывать от него то, что происходит, в любом случае не получится.
Спокойный родитель – спокойный ребёнок
- Как в ситуации, когда слышишь громкие звуки, успокоить ребёнка?
- Если вы оказались в эпицентре событий, например, в том месте, где вы с ребёнком сейчас находитесь, стали слышны звуки взрывов, то понятно, что первым делом вы найдёте безопасное место. А уже дальше нужно объяснить ребёнку, что на улице сейчас опасно, но в данный момент вы находитесь под защитой.
Можно сделать акцент на том, что громкие звуки скоро закончатся, и вы вместе пойдёте дальше по своим делам, или например, сядете пить чай с конфетами. В такие моменты особенно важны тактильные ощущения. Поэтому во время объяснения лучше взять ребёнка за руки или обнять.
Но ни в коем случае в подобных ситуациях нельзя хвататься за телефон и оставлять без внимания ребёнка. Важно показать, что этот тревожный момент вы проживаете вместе с ним. И опять же, лучше заранее объяснить ребёнку базовые правила безопасности, хотя бы самыми простыми словами.
- Техника, люди в военной форме, звуки взрывов – всё это создаёт тревогу и у взрослых.
- Да, и здесь на людей отрицательно влияет так называемая «перегруженность» информацией. Как я уже сказала, это негативно сказывается в том числе на отношениях с детьми. За последнее время, мне кажется, мы ещё больше погрузились в гаджеты. Поэтому даже когда слышим звуки взрывов, первым делом бежим фотографировать, снимать на видео, читать новости в телеграм-каналах, звоним и на эмоциях начинаем рассказывать о происходящем знакомым. В этот момент ребёнок остаётся один на один с ситуацией.
- Если взрослому тоже страшно, стоит ли скрывать от ребёнка паническое настроение? Нужно ли сдерживать свои эмоции?
- Повторюсь, скрыть от ребёнка ваше тревожное состояние не получится. Поэтому сдерживать эмоции тоже не нужно. Но взрослый человек должен внутренне контролировать себя, понимать, что он несёт ответственность не только за себя, но и за ребёнка. Это как в ситуации «сначала наденьте маску на себя, а потом на своего ребёнка». Контроль должен быть в ваших действиях. Спокойный родитель – спокойный ребёнок.
Вернёмся к той же ситуации с громкими звуками. Вы трясётесь, а ребёнку говорите, что всё хорошо. Практически любой ребёнок поймёт, что вы врёте, и, возможно, в будущем тоже будет пытаться скрыть свои эмоции. Поэтому лучше сказать правду: «Да, мне тоже сейчас страшно, и это нормально».
Упражнения на дыхание и арт-терапия
- Как помочь ребёнку прожить эмоции?
- Чтобы ребёнок не гасил чувства и не выплёскивал эмоции после подобных ситуаций на окружающих, важно помочь прожить ему эти эмоции. Здесь хорошо помогает арт-терапия. Можно порисовать или заняться вместе с ребёнком лепкой из пластилина.
Вообще после стрессовой ситуации родителям и детям советую организовать какое-либо совместное занятие. Если вы хотели испечь вместе с дочерью пирог, но постоянно откладывали это дело, то сейчас самое время. Или сходите на выходных в зоопарк с сыном. Займитесь всей семьёй чем-то, что поможет хоть немного отвлечь ваши мысли.
- Есть ли какие-то практики, упражнения, которые в момент тревоги помогут избавиться от неё?
- Одно из эффективных средств, которое помогает справиться с гневом и тревогой, независимо от её происхождения, это правильное дыхание. Очень часто при панических атаках рекомендуют технику «дыхание по квадрату». Для этого в момент тревоги вам нужно представить перед собой квадрат. На четыре счёта сделайте вдох – как будто движетесь по этому квадрату, поднимаетесь из левого нижнего угла квадрата вверх. Затем под тот же счёт задержите дыхание, продолжая мысленное движение по квадрату. Потом, продолжая считать от одного до четырёх, выдохните и опять сделайте паузу ещё на четыре счёта. Такое упражнение можно продолжать в любом удобном для вас темпе, пока вы постепенно не успокоитесь.
Ребёнку можно объяснить принцип «дыхания на счёт». Пока вы считаете до пяти, ребёнок делает глубокий вдох. Объясните ему, что в этот момент он должен почувствовать, как поток воздуха опускается в тело и «разворачивается вокруг пупка». А затем под тот же счёт ребёнок медленно выдыхает – выпускает из себя этот поток воздуха. Также на два счёта он может задержать дыхание.
Есть также правило «трёх точек опоры». Часто его используют скалолазы при перемещении по опасному склону. Но оно очень хорошо помогает психологически успокоиться. В момент тревоги вы должны почувствовать, что у вас есть три точки опоры. Например, обе ваши ноги стоят на земле, а рукой вы касаетесь стола.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что в любой тревожной ситуации в первые секунды нужно постараться успокоить себя самого, а потом успокаивать ребёнка.