Примерное время чтения: 8 минут
450

Мифы самостояния. Что такое локальная идентичность современного белгородца?

Алина Кармазенюк / АиФ

Об их результатах  рассказал «АиФ-Белгород»  кандидат социологических наук, руководитель лаборатории «Социология религии, культуры и коммуникаций» Международного центра социологических исследований НИУ «БелГУ» Сергей Лебедев.

Глокализация и глобализация

«Социология общественного мнения снимает такой обобщённый срез - это не мнение каждого человека, а нечто усреднённое из всех мнений, которые существуют. Если кто-то  не узнает себя в наших исследованиях - это совершенно нормально: индивидуальное мнение может сильно отличаться от общепринятого.

Что такое идентичность? По определению одного из классиков, американского психолога  Эрика Эриксона, который, собственно, и ввёл этот термин в научный оборот, это «субъективное ощущение некоторой воодушевляющей целостности и преемственности». То есть это некое позитивное самоощущение  и самоосознание человека в отношении к чему-то большему, чем он сам. То есть человек  идентичен какому-то сообществу людей, с которым себя соотносит и к которому хотел бы принадлежать. На практике оно выражается как отнесение себя к некоей реальной или порой воображаемой группе, которая  объединена некими социально значимыми признаками. Мы обычно говорим о гражданской, национальной,  религиозной, профессиональной идентичности. 

Локальная идентичность. хоть и не находится на первом месте в этом ряду, в последние лет 30 стала приобретать всё большую значимость. Этот термин - от латинского слова «localis» - «местный». То есть это привязка человека или какой-то группы, какого-то сообщества к географической точке пространства. Локальная идентичность - это наше отождествление с  городом, селом, районом,  где мы живём и ощущаем себя своими. Я -белгородец,  и это моя локальная идентичность.  Её значимость возрастает в связи с таким процессом,  который называется «глокализация». Автор теории глокализации Рональд Робертсон, английский социолог, ещё в 90-е годы прошлого века обосновал этот процесс возрастания роли локальных местностей, повышения внимания к местным самобытностям. Самое интересное. что глокализация не противоречит глобализации, а наоборот - это одно из выражений современной глобализации. Местные сообщества поднимают голову, начинают осознавать и презентовать себя даже в обход сообществ более крупных, например, национальных. Глокализация может стать  и вызовом для национальной идентичности, и, с другой стороны, это очень мощный ресурс укрепления и развития именно национальной идентичности - всё зависит от того, в какую сторону всё это повернуть и развивать. Локальное должно находиться в гармонии с национальным.

Локальная идентичность  помогает в интеграции, то есть в сплочении людей на основе каких-то общих ценностей, жизненных норм и образцов, помогает в социализации, то есть в вовлечении в сообщество новых людей, главным образом за счёт представителей молодого поколения и тех приезжих, кто хочет здесь жить.

Какие мы?

Социолог Павел Крупкин в 2013 году привёл следующую схему локальной идентичности: в неё входят символический центр и другие значимые места, локальная география, символические ценности сообщества, «мифы самостояния», ритуалы единения местного сообщества, «пантеон героев», представления о структуре сообщества и антропологические особенности местных жителей.

По данным наших исследований с  2015 по 2022 год, есть несколько значимых мест, или символических центров для белгородцев. Прежде всего это музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». Это такой сакральный центр города, что подтверждают все исследования: люди туда идут, ведут туда детей,  гостей. Ещё два места, лидирующих в опросах -  это Соборная площадь и памятник князю Владимиру. А вот по мнению нашей молодёжи,  согласно последнему исследованию 2022 года, первое место по значимости занял Парк Победы, затем здание НИУ  «БелГУ» на «Родине» и музей-диорама на третьем месте.

Локальная география - это именно субъективная география, то, как люди видят своё место, свой город на карте мира. Например, типичный белгородец, судя по нашим исследованиям, совершенно не видит Воронежа - кроме молодёжи. Курск мы видим, но как-то на грани различимого, а вот Харьков всегда имел для белгородцев  особое значение.

Символические ценности сообщества - это то, чем принято гордиться. С этим связано понятие «мифы самостояния» - то, кем мы себя считаем. Например, наш белгородский классический «миф самостояния» - это Порубежье,  то, что мы находимся на границе, на черте, начиная с самого основания Белгородского края. Сначала это была Засечная черта, и сегодня это понятие снова актуализируется. Как сказал один из первых участников наших опросов: мы особые люди, которые держат эту черту, это что-то большее, чем просто охрана границы, более экзистенциальное.

Ритуалы единения - это,  как правило, какие-то даты, официальные и неофициальные, какие-то праздники, фестивали. которые регулярно проходят, и их основная роль - в том, чтобы актуализировать чувство единства, причастности к городу. Надо сказать, что здесь мы не оригинальны: стандартно по всем городам России набор одинаков: это День Победы, день города и Новый год. Другие события набрали гораздо меньше голосов белгородских респондентов: это Масленица, Ночь музеев, фестиваль воздухоплавания и праздничное шествие студентов 1 сентября. Что касается белгородской молодёжи, первая тройка та же сама, но среди значимых событий молодёжь  также назвала фестиваль «Белгород в цвету» и фестиваль вареников. 

Кем гордимся?

Пантеон героев: речь идёт о людях,  как правило, реальных, но порой и вымышленных, которые являются особо значимыми. Чаще всего это знаменитые земляки. Жители Белгорода в исследованиях 2015 года отдали предпочтение первой  тройке в лице актёра Михаила Щепкина, инженера Владимира Шухова, а на третьем месте была обобщённая категория «солдаты Великой Отечественной войны». На четвертом месте и в этом общегородском исследовании,  и в исследовании мнений молодёжи - полководец Николай Ватутин. В первой же тройке молодёжь назвала Светлану ХоркинуЕвгения  Савченко и опять же Владимира Шухова. То есть мы видим, что «лицом» белгородского сообщества молодые жители города считают спортсменов и чиновников.

Представления о структуре сообщества — тоже значимая категория, которая характеризует с точки зрения участников саму эту общность.  И в отдельную категорию вынесены антропологические особенности местных жителей, потому что везде,  в каждом регионе и в каждом городе люди очень любят подчеркивать своеобразие своих земляков — и Белгород тут не исключение. 

Свои особенности, или, так сказать, «своё лицо»  у белгородцев есть, так считают, по данным исследования 2022 года, 65% опрошенных. И это прежде всего выражается в особенностях речи - наше знаменитое  фрикативное «г» и «шо». На втором месте -  манера поведения, которой белгородцы отличаются от жителей других городов, и на третьем - уровень культуры.

А вот во время общегородского опроса 2017 года, когда мы опрашивали людей всех возрастов и всех районов города, получились интересные данные по оценке качеств белгородев со стороны - и тут же оценка собственных качеств респондентов. На первом месте и в оценке качеств жителей Белгорода  и в самооценке опрошенные назвали доброту, отзывчивость, готовность помочь. Также в первой тройке позитивных качеств - трудолюбие, целеустремлённость, мужественность, патриотизм. В тройке же негативных качеств, которые назвали примерно столько же респондентов - злость, безразличие, агрессивность, а также закрытость,  хитрость,  увиливание  от ответа - то есть психология «себе на уме», а также корысть и жадность. Следующим вопросом шла оценка собственных качеств респондентов, и набор положительных качеств был указан тот же, а вот среди негативных, кроме злости и агрессивности, белгородцы назвали  также лень, безволие, апатичность, неуверенность в себе.

Мы задавали респондентам вопрос: «Что вы испытываете, когда слышите: «Я-белгородец»?  Представители среднего и старшего поколения испытывают положительные и отрицательные эмоции примерно пополам, хотя положительных чуть больше - а вот младшее поколение на три четверти воспринимает себя положительно.

В целом, если обобщать тренд исследований за несколько лет,  получается картина такой парадоксальной, противоречивой  идентичности белгородцев. Возможно, это связано с тем, что мы просто такие вот умные, самокритичные и не боимся признать свои недостатки - мне это  очень импонирует».

Подписывайтесь на Telegram-канал «АиФ-Белгород»: следите за главными новостями региона и получайте больше эксклюзива.

 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах