Сестры Антонина и Наталья Работяговы живут в Белгороде и бережно хранят память о своей семье. В их доме сохранилась изразцовая печь, возраст которой насчитывает почти 100 лет. «АиФ-Белгород» встретился с семьей и узнал об их уникальной семейной реликвии.
Семейная реликвия
Как часто мы задумываемся о том, какие тайны и загадки хранят в себе вещи? Если бы они могли говорить, сколько интересных историй они поведали. Каждый предмет обладает своей энергетикой. Такая семейная реликвия есть и у Работяговых - та ниточка, которая ведёт их к их предкам.
В доме у Натальи Григорьевны светло и уютно, во всём чувствуется умелая хозяйская рука и женская забота. Побывав один раз в гостях, сложно забыть это гостеприимство и радушие. Центральное место в уютной гостиной занимает красавица – изразцовая печь, которая досталась от прабабушки – Федосьи Дмитриевны Андросовой.
Эта семейная реликвия могла бы кануть в Лету, если бы хозяева были равнодушнее, а специалисты некомпетентнее. Раритету требовалась реставрация. На помощь пришёл специалист первой категории по реставрации фарфора, фаянса, керамики - Зоя Кривченко. «Мастер с золотыми руками и чуткой душой», - так назвали умелицу сёстры Работяговы. Эта вещь будет жить, пообещала мастер, и не обманула. У этой реликвии оказались глубокие корни.
Изразцовая печь считалась в старину статусным предметом интерьерного убранства, была символом вкуса и богатства. В старинных шикарных комнатах, залах дворцов и резиденций изразцы притягивали взгляды. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые изразцы на Руси появились в X – XI веках. Во время монголо-татарского нашествия этот промысел пришел в упадок. Снова печь в изразцах появилась в русских усадьбах только во времена Ивана Грозного в XVI веке.
В XVII столетии этот вид печного искусства продолжает развиваться.
Но самый мощный толчок к внедрению в русскую культуру и архитектуру изразцовых печей пришелся на начало XVIII века. Именно в это время Петр I привез из Нидерландов не только картошку и табак, но и моду на голландские печки и изразцы. Пик популярности подобных конструкций – это середина и конец XVIII столетия. Каждая печь тогда была поистине образцом высокого печного искусства.
Сегодня мода на изразцовые печки активно возрождается. Солидная изразцовая печь – это признак успеха и статуса.
Сохранить во что бы то ни стало
За что бы ни бралась умелица Зоя Кривченко, всё у неё всегда получается.
«Господь подсказывал, что делать и в каком направлении идти, а семья всегда была моим крепким помощником, - вспоминает реставратор. - Вот и на тот момент родные поддержали, засучили рукава и принялись за работу. В 2001 году я получила аттестацию реставратора первой категории по керамике, что разрешает готовить учеников. Тогда я была ещё штатным реставратором, предлагала подготовить специалистов из районных музеев в этом направлении, но меня никто не поддержал, возможно, не до меня было. И раз учеников не удалось подготовить,тогда я поняла, что мне нужно подготовить свою семью».
Реставрация изразцовой печи стала непростым испытанием для мастера. Почти три месяца умелые руки домочадцев вместе с Зоей Дмитриевной творили чудеса, оживляя семейную реликвию Работяговых. Битую плитку привезли в ящиках в мастерскую. Работа закипела.
«Мои домашние ученики бережно исправляли сколы и трещины – следствие времени, по крупицам восстанавливали потерянные фрагменты, - вспоминает реставратор. - Никто не остался безучастным, внуки Даниил и Юлиана подбирали и склеивали фрагмент каждого битого изразца, обрабатывали элементы, подошли к делу как настоящие профессионалы – был составлен реставрационный паспорт с поэтапным заданием, разработана методика работы».
Супруг Зои Владимир сделал арматуру на утраченные углы плитки, доработал недостающие фрагменты. Корона, которая водрузилась на верхушку печи, была разбита, в интернете не было никакой информации - решили снять форму с аналогичного цельного участка, подогнать элементы и устранить неточности. Совместно с дочерью Ольгой Зоя Дмитриевна добавила последние штрихи изразцам - расписала плитку золотом, поновляя утраченный цвет и былой лоск раритетной вещи. Внук Даниил взял установку раритета на себя, искусно выложив каждую плиточку. Этой работой Зоя Кривченко и её семья сделала счастливей не только себя, но и грядущие поколения семьи Работяговых.
Наглядная история
О богатой истории вещи говорит клеймо с тыльной стороны каждого изразца завода-изготовителя, владельцем которого являлся Пётр Андреевич Будников. Этот смоленский купец и предприниматель в 70-х годах XIX века основал собственное керамическое производство. На построенном им заводе производились изразцы различных цветов - матовые, белые, позолоченные, рисунчатые, камины, карнизы, переносные печи, дымовые трубы, вазы и фигуры для украшения садов. Его завод стал известен на всю Россию, но после его смерти с 1913 года изразцы перестали выпускать.
Реликвия попала в семью Работяговых ещё в царское время. Досталась вещь от прабабушки - Федосьи Дмитриевны. Была она женой военного, который служил в Москве, обладала навыками торговли, была толковой хозяйкой – держала скот, имела приличный сад и огород, то есть была зажиточной женщиной. Отправлялась в столицу проведать супруга, она нагружала полную телегу овощами, фруктами и мясом, чтобы поторговать на столичном рынке, а возвращаясь обратно, приобрела на вырученные средства необыкновенной красоты изразцы, из которых была выложена печь.
Эта вещь пережила и Великую Отечественную войну. Тогда немецкие солдаты расхищали ценное имущество, и на изразцовую печь оккупанты обратили внимание в первую очередь.
«Они всё же успели вытащить плитку, и завершили бы своё дело до конца, если бы наша бабушка Анастасия Егоровна не пожаловалась коменданту», - рассказывают сёстры.
Женщины поблагодарили Зою Кривченко за огромную проделанную работу, за это чудо, которое сотворила она и её семья.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.