Примерное время чтения: 6 минут
767

Философия свободы. Белгородец – о японском искусстве реставрации керамики

Павел Капустин / Из личного архива

Кинцуги - японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, полученного из сока лакового дерева, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Это своеобразная философия свободы, которая учит любить и принимать себя, а также правильно относиться к своим изъянам. Согласно этому восточному учению, все несовершенное в человеке – это, возможно, его особенность, уникальность и неповторимость. 

«АиФ-Белгород» поговорил со столяром Павлом Капустиным о его профессии и необычном увлечении реставрацией керамических изделий, в котором восстановление чашки может обойтись в шесть тысяч рублей. 

Учение о любви и принятии себя

Мария Зуборева, «АиФ-Белгород»: Павел, расскажите, существует ли какая-нибудь восточная легенда, которая объясняет появление искусства кинцуги?

Павел Капустин: Когда-то из Китая в Японию привезли партию керамики, а она оказалась битой. Тогда японцы отправили её назад. Китайцы починили всю партию специальными скобами из драгоценных металлов, так как все керамические изделия считались очень дорогими, и отослали обратно. Но переделанная посуда японцам не очень понравилась, и тогда они сами придумали, как починить разбитые керамические предметы с помощью лака. При этом трещины на посуде специально не стали маскировать, а наоборот, подчеркнули золотом. Так появилось целое японское искусство.

- Правильно ли я понимаю, вы единственный в Белгородской области занимаетесь этим японским искусством?

- Можно так сказать, но вообще моя основная работа – столярное дело. Выполняю на заказ изделия из дерева. Кинцуги я занимаюсь около года. При этом в «столярке» я также использую японские инструменты. Даже, казалось бы, обычные рубанки у меня – японские.

Фото: Из личного архива

- А где вы обучались кинцуги?

- Профессионально нигде этому не обучался: появился интерес, открыл видео в интернете и затянуло. Однажды ездил на фестиваль столярного дела в Санкт-Петербург. Там созвонился с опытным мастером кинцуги и прошел мастер-класс.

- Это прибыльное занятие?

- Кинцуги – это вообще не про деньги. Миллионы на этом точно не заработаешь. Если ты не засыпаешь с мыслями об этом и не горишь делом, то заниматься этим ради заработка не стоит.

«Ремонтировать изделие стоит, только если оно ценно для вас»

- Чем этот вид реставрации предметов отличается от других?

- Основа всего ремонта в кинцуги – это лак уруси. Делают его из сока дерева сумаха лаконосного, которое обычно растёт в Азии. У нас в Белгороде и в целом в России, кстати, можно встретить его «родственника» – обычное уксусное дерево или сумах оленерогий.

В России такой лак не продаётся, поэтому я заказываю его из Японии. Цены на баночку в 100 граммов начинаются от четырёх тысяч рублей. Но этого количества хватает очень надолго.

- Починить можно только изделия из керамики?

- Кинцуги в основном предполагает ремонт керамических изделий, но можно попробовать починить и разбитые изделия из стекла или фарфора. Но в этих случаях уже будет использоваться совсем другой лак. При ремонте фарфоровых чашек или тарелок есть вероятность, что при ремонте предмет просто рассыпится, поэтому не все мастера берутся за такие изделия.

- Какие предметы обычно привозят к вам на ремонт?

- Чаще всего клиенты просят починить чашки и прочую посуду, которая относится к чайным церемониям. Например, знакомый, владелец белгородского чайного клуба постоянно приносит какие-нибудь разбитые изделия. Но я ремонтирую посуду не только жителям нашей области. Люди присылают предметы для починки из разных регионов России: из Челябинска, Санкт-Петербурга, Саратова.

Цена ремонта начинается от 800 рублей, если на изделии есть небольшие сколы, которые нужно отреставрировать. Полностью разбитая чашка может обойтись клиенту примерно в шесть тысяч рублей. Поэтому приносить изделие на ремонт стоит только в том случае, если оно очень ценно для вас.

Фото: Из личного архива/ Павел Капустин

Реставрация длится от месяца до полугода

- Расскажите подробнее, как происходит процесс реставрации.

- Первый этап – пробная сборка. То есть мастер должен понять, какие части разбитого изделия куда именно нужно приклеить. Затем расшиваются швы: у частей предмета алмазным напильником стачивается кромка, чтобы получился небольшой желобок. После этого мастер опять собирает изделие и смотрит, чтобы все швы были ровными. Следующий этап называется «грунтовка». Разломы покрываются серым лаком. Потом изделие насухо вытирают и отправляют в сушильный шкаф, где оно стоит около четырёх дней.

Пока предмет сушится, мастер делает клеевую смесь на основе лака уруси и обычной пшеничной или рисовой муки. Все швы склеиваются этой смесью, а затем изделие ставят опять в сушильный шкаф, но уже на две недели. Потом предмет достают, чистят и заполняют шпаклёвочной смесью с добавлением специальной перетертой глины, после чего швы опять зачищают, а затем слой за слоем все трещины покрывают контрастным цветом: красным или черным. И только после всех этих этапов швы в последний раз покрывают лаком и засыпают металлической пудрой из золота, серебра или бронзы. В среднем ремонт одного изделия занимает от одного месяца до полугода.

- Но ведь пудра из настоящего золота и серебра очень дорогая.

- Цена золота в пудре, конечно, очень высокая: примерно 16 тысяч рублей. Недавно покупал пудру из серебра. На неё цены тоже не маленькие. За пять граммов отдал около трех тысяч.

- То есть кинцуги предполагает сборку разбитых осколков? А если чашка разбилась, но один кусочек потерялся?

- Можно восстанавливатьи недостающие кусочки предмета. Например, вы разбили чашку, но не все осколки удалось найти и собрать. Тогда из той же шпаклевочной смеси на основе лака уруси можно вылепить нужный кусочек и приклеить. У меня в коллекции даже есть одно изделие, которое собрано из разных разбитых предметов. Выглядит, на мой взгляд, очень стильно.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах