81

«Химически безграмотная страна - это колония». Профессор – о роли науки

НИУ БелГУ
 
Белгородская область в недалёком прошлом была регионом машиностроителей и химиков, и профессиональный праздник работников химической науки и химической промышленности, который отмечается в последнее воскресенье мая, в этом году 30 числа, остаётся значимым для региона.
 
О том, что такое химия сегодня, как её преподают и почему от неё зависит будущее¸ мы беседуем с профессором кафедры общей химии НИУ «БелГУ», кандидатом технических наук Владимиром Перистым, человеком, отдавшим профессии 44 года своей жизни.
 

Фундамент экономики

 
Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Владимир Александрович, сегодня всё больше говорят о цифровых специальностях, забывая порой о естественнонаучных. В чем значение химии?
 
Владимир Перистый: Забвение дня химиков – лишь следствие, а причина этого более глубокая. В нашем мире все процессы и явления, протекающие в живой и неживой материи, на земле и под землёй, в мировом океане и в заводских цехах, в физиологических процессах живых организмов и на сельхозугодьях, обусловлены химическим составом и химическими свойствами миллионов веществ и их превращений. Кто ими владеет, тот понимает суть вселенной и себя в ней.
 
Если говорить о более конкретном понимании химической науки и химической промышленности для государства, то она - фундамент развития трёх столпов экономики – металлургии, машиностроения и энергетики. Это особенно зримо проявляется в критические периоды истории. Без должного уровня развития химической промышленности не состоялась бы и наша победа над гитлеровским фашизмом. Химия дала нашей армии дюралюминий и оргстекло для авиации, высокопрочные стали для бронетехники, резино-шинную промышленность, взрывчатые вещества.
 
 
- А каково значение химии в современной жизни?
 
- Если говорить о дне сегодняшнем, то по сравнению со временами СССР, сырьевые ресурсы в нашей страны почти не убавились и составляют в настоящее время порядка 20% от общемировых. Следовательно, каждый россиянин в сырьевом отношении в три-пять раз богаче американца и примерно в 15 раз богаче среднего европейца. В РФ на территории 17,1 миллионов квадратных километров проживает 2,4% населения планеты, которые владеют примерно 30% мировых запасов угля, 33% природного газа, 40% рудцветных металлов, 17% нефти, 21% железных руд и других. Эти солидные природные дары - наше общее богатство.
 
В настоящее время, в связи с постоянным истощением мировых сырьевых источников и запасов пресных вод, появляется всё больше желающих решить свои сырьевые проблемы за счёт других стран. Войны велись, ведутся и будут вестись за территории и их природные богатства, а также за пути следования к ним. А чтобы Россия была могучей и способной себя защитить, она должна обладать превосходящим технико-экономическим потенциалом, фундамент которого - химическая промышленность, химическая наука и её дальнейшее более глубокое развитие – физика атомного ядра и физика элементарных частиц. В основе технологических процессов базовой триады лежат химические и ядерные процессы и превращения. Это физико-химия процессов окисления и восстановления в металлургии, кристалло-химические закономерности и физика твёрдого тела в машиностроении, теория химического материаловедения и экзотермии тепловых и ядерных процессов в энергетике.
 
Однако сейчас, к сожалению, постепенно подрывается сам процесс естественно-технического и в первую очередь химического образования, что в будущем может привести к упадку техники, производств, сельского хозяйства, а значит, и обороноспособности нашей страны.
 

Вредна ли химия

 
- Многие считают, что химическая промышленность вредна и для экологии, и для человека - разве это не так?
 
- Увы, всякое дискредитирование химии можно встретить на каждом шагу. Так, спросив любого встречного, что он понимает о химии, получишь стереотипный ответ: «Химия – это вредно! Её надо уничтожать, чтобы её нигде не было - ни дома, ни в продуктах, ни в лекарствах, ни в земле». А то, что всё в мире состоит из химических веществ, для обывателя не аргумент.
 
- Откуда берется это невежество? 
 
- Из учебных школьных программ вытесняется научно-естественный цикл и в первую очередь химические и техно-производственные дисциплины. Часто в рекламе мы слышим, что продукт экологически чист и безвреден, так как не содержит химии. А ведь человек, имеющий элементарные представления естественно-научного плана, удивится такой несуразице: если нет химических веществ – выходит, что рекламируется антивещество?
 
Ещё Дмитрий Менделеев говорил, что грязи как таковой в природе нет, а в грязь превращаются вещества, находящиеся в несвойственном им месте. Поэтому «виновата» не химия и химическая промышленность, а химическая безграмотность людей.
 
- Получается, что поздравлять тружеников химической промышленности особо не с чем?
 
-Да, химическая промышленность была разорена в 90-е годы, наши «реформаторы» не пощадили даже такие мирные химические предприятия, как Белгородский витаминный комбинат и Шебекинский химкомбинат, которые обеспечивали полстраны дешёвой высококачественной витаминной субстанцией и моющими средствами.
 
А ведь химический потенциал СССР был создан за короткий промежуток времени благодаря высокому уровню химического образования. Химически безграмотная страна - это не страна, а колония, то есть источник сырья и природных богатств, дармовой низкоквалифицированной рабочей силы.
 
 

Нанотехнологии – это тоже химия

 
- И что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы этого не допустить?
 
- Сегодня, как никогда, нужны планомерные действия, направленные на замедление темпов скатывания России в страну сырьевого придатка на возрождение и продолжение развития научно-технического прогресса. Для этого в школах, в средних и высших учебных заведениях нужно повышать уровень технического, а главное, физического и химического образования.
 
Это актуально не только для химических и химико-технологических вузов и специальностей, но и вообще для всех технических вузов, и особенно для тех, которые занимаются информационными и нанотехнологическими процессами. Для справки: основа нанотехнологии – коллоидная химия, электрохимия, кристаллохимия, химическая физика и физико-химическая механика.
 
- Какая именно работа должна вестись для этого в учебных заведениях?
 
- Важно, чтобы вузы и колледжи химического и химико-технологического профиля имели собственную научную опытно-учебно-производственную базу. В неё должны быть хотя бы три-четыре полупромышленные универсальные установки-модули, на которых можно проводить различные процессы: кристаллизации, фильтрации, мембранного разделения, гидрирования, нитрования, центрифугирования, окисления и др.
 
На этих установках должна отрабатываться новая технология. Затем она должна внедряться в промышленность. Причём как её внедрение, так и дальнейшая эксплуатация должна быть при участии тех самых уже закончивших вуз вчерашних студентов – участников разработки.
 
- Как сегодня обстоят дела с химической промышленностью?
 
Сегодня уничтожены крупные учреждения отраслевой науки, конструкторские бюро, промышленные предприятия. Однако кое-где всё-таки сохранились и успешно возрождаются научные «островки» исследовательских химических лабораторий, из стен которых выходят высококачественные технологические разработки. Но хозяева приватизированных и частных предприятий не всегда проявляют интерес к новым технологиям, им зачастую проще ориентироваться на дорогой зарубежный импорт. В результате цены на выпускаемую продукцию растут, а качество при этом не улучшается. Эту тенденцию сегодняшней экономической конъюнктуры нужно менять.
 
А возможно это только одним путём – свести фундаментальную и прикладную науку, специальное среднее и высшее образование, промышленное производство под эффективное, единое, грамотное и строгое руководство, под одну «крышу». Может быть, тогда мы начнём возрождать и развивать былую химическую индустрию, которая обеспечит подъем всех других отраслей экономики. И только тогда можно будет по делу отмечать День химика.
 
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах