Примерное время чтения: 12 минут
63

Главное – то, что впереди. Сергей Лебедев - о поколении, науке и творчестве

В ноябре этого года учёный НИУ «БелГУ», профессор, руководитель лаборатории «Социология религии, культуры и коммуникаций», заслуженный деятель Российского общества социологов Сергей Лебедев отметил 55-летний юбилей. Не все знают, что Сергей Дмитриевич ещё и поэт, автор четырёх поэтических сборников. Сегодня мы беседуем с ним о жизни поколения, науке и творчестве.

По гамбургскому счёту

Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Сергей Дмитриевич, у вас в этом году такая примечательная дата — 55! Сразу возникает «школьная» ассоциация. Как вам вспоминаются годы учения? Вы были отличником?

Сергей Лебедев: Да, с первого класса и по десятый включительно, когда я получил «золотую» медаль. Хотя, признаюсь, по «гамбургскому счёту» до идеального отличника я по некоторым предметам не дотягивал. В частности, по алгебре и химии. Но учителя всегда относились ко мне с пониманием и видели мой потенциал, за что я им пожизненно благодарен. То же было и в студенчестве.

Вообще в подростковом и юношеском возрасте я довольно критично относился к школе — хотелось большего и лучшего, все «плюсы» воспринимались как норма, а недостатки — «под увеличительным стеклом», и активно не нравились. В общем, это был обычный юношеский максимализм, усиленный романтичностью натуры и склонностью к мечте. Сейчас «ту» школу, как и институт, я вспоминаю как замечательный мир, и не только в силу какой-то ностальгии по детству или молодости. Нас, действительно, хорошо учили и правильно воспитывали хорошие и очень хорошие педагоги. А в институте — скажу со всей ответственностью — обычном провинциальном педагогическом институте, мы получали достойное, университетского уровня, профессиональное образование. При всём том, что о современных возможностях, например, технического оснащения, коммуникаций и организационных связей мы тогда и мечтать не могли.

— Вы ощущаете себя представителем своего поколения? Что вы можете сказать о нём?

— Безусловно, все мы принадлежим к своим поколениям, и это накладывает на нашу личность очень значимый отпечаток. Исключения подтверждают правило. Наши родители — послевоенное поколение, а наше взросление и выход в «большую жизнь» совпали с трагическим распадом большой страны — Советского Союза, с историческими событиями, которые были названы «реформами», но, по сути, были иным явлением. В своё время я предложил называть их «регрессивной революцией», а время, наступившее на рубеже столетий — «катастрофическим постмодерном». По сути, мы были последними из тех, кто успел сформироваться, личностно, общественно и культурно, как советский человек. И в начале 90-х нас «выбросило» из своей атмосферы, своего привычного ландшафта в иную реальность, не только непривычную, но и куда менее благоприятную. «Мы в недобрый час уходили от берегов».

Конечно, мы были гибки и полны жизненных сил, почему смогли адаптироваться и даже чего-то достичь, и ещё смогли потому, что нам помогли родители, бабушки и дедушки, которые во всех отношениях вложили в нас очень много. Но не всем повезло, не все, и в том числе лучшие из нас, талантливые, умные, смогли найти и сохранить себя.

Разговор с молодежью в КЦ «Октябрь» о локальной идентичности, 2024 год.
Разговор с молодежью в КЦ «Октябрь» о локальной идентичности, 2024 год. Фото: АиФ/Татьяна Черных

Думаю, что подводить итог и делать окончательные выводы о нашем поколении даже и сейчас пока рано, оно вполне активно и ему ещё многое предстоит сделать. Главным же его достижением я считаю то, что мы сохранили в себе, в своих жизненных ценностях и устремлениях драгоценное ядро, зерно совсем другого времени, других человеческих отношений и жизненных смыслов, чем то, что захлестнуло нас тогда на пороге «большой жизни». Сохранили и, я верю, смогли передать дальше. В этом меня убеждают глаза моих студентов.

Наука и изящная словесность

— А сегодня вы ощущаете себя современным человеком?

— Слово «современный» довольно многозначно. Если речь идёт о текущем моменте, то, конечно же, да, ведь, как сказал поэт, «я живу единожды — сейчас». Если речь об эпохе Современности, «Модерна», то мы выросли на её ценностях — «Время, вперёд!», достижения техники, открытия науки во имя и во благо человека. Великолепная фантастика с образами будущего Ивана Ефремова, ранних братьев Стругацких — то, что стало нашим «культурным кодом» наряду с классикой русской и мировой литературы. А если речь о «духе времени» лукавом, выдающем за современность то, что Питирим Сорокин интеллигентно назвал плодами «перестойной чувственной культуры», то с такой «современностью» нам не по пути.

— Что вы можете назвать главными достижениями своей жизни?

— Для меня главное — то, что ещё впереди. Как сказал ещё один поэт, «кто песню спел и жив, тот не певец». А сделанного всегда будет мало, сколько бы его ни было. На сей день я написал и опубликовал некоторое количество научных работ, где высказал отдельные ценные мысли, которые могут разрабатываться дальше другими учёными. Провёл несколько десятков социологических исследований. Организовал ряд научных мероприятий, выпустил совместно с коллегами несколько десятков номеров журналов. О выпущенных многочисленных студентах и нескольких аспирантах тоже можно сказать. А в плане художественного слова — написал примерно полторы сотни стихотворений, часть из которых опубликована в сборниках и периодической печати, пару десятков песен, ряд публицистических статей и немного прозы.

— Что для вас важнее: научные занятия или творчество?

— Дело в том, что творчество — это не только досуг и не только то или иное направление искусства. Творчество, если оно есть, присутствует во всём, что человек делает «от души». Тем более — в той сфере, профессиональной, которой он посвящает жизнь. Поэтому нельзя их противопоставлять. Мне наука, как и преподавание, как и другие направления работы интересны только потому, что здесь есть, где проявить и развернуть творческие замыслы. Ну а писательство в этом смысле даже не требует комментариев. Но я бы сильно затруднился измерить, какая область для меня более творческая — «учёные сочинения» или «изящная словесность». И там, и там можно сделать что-то заслуживающее внимания и дающее какое-то удовлетворение автору, только лишь творя.

Нужен «камертон»

 Происходящее на нашей земле в последние четыре года — обстрелы, ранения и гибель людей, разрушения, темнота на улицах сейчас — как то все отразилось на вас и на ваших близких? Как реагируют ваши студенты? Удаётся ли как-то поддержать окружающих, может быть, через творчество?

— Есть трагический излом истории, и нам довелось в него попасть. И Белгород снова — на рубеже. Но я не видел панических настроений среди своих близких,коллег, знакомых и студентов. Надо жить и делать своё дело. И помогать, по возможности, тем, кто на передовой, кому всего труднее. Вновь актуален знаменитый девиз Великой Отечественной: «Наше дело правое. Враг будет разбит, Победа будет за нами!» У меня нет сомнений, что Россия выстоит, и более того, ей предстоит расцвет.

Нить скручена из множества волокон,

А, стало быть, не так уж и проста —

Единства их тугая густота

Творит переплетенья прочный кокон.

Свиваясь в нём в незримый общий лад,

Они откроют силы тяготенья

И претворят его в преодоленье,

Став каждое прочнее во сто крат«.

Эти строки я посвятил своему другу, прошедшему СВО, и его сослуживцам.

— Как вы оцениваете то, что уже написано и сделано?

— Александр Сергеевич Пушкин завещал каждому пишущему быть взыскательным художником, который никогда не доволен тем, что он «натворил». Если слишком утратишь самокритичность, жизнь довольно быстро укажет, что твоё место куда скромнее, чем показалось. И напротив, чем больше от себя требуешь, тем больше шансов, что получится что-то действительно хорошее. Здесь лучший «камертон» — творчество классиков; если с умом к нему подходить, то это не только предмет поклонения, но прежде всего — образец, к уровню которого нужно стремиться. С другой стороны, важно не впадать в ложную скромность, в уныние. Да, пусть у тебя не получится так, как у великих, но получится как-то по-другому, и не важно, каков будет масштаб, что-то значимое ты обязательно сделаешь.

— Что помогает вам в делах, что ведёт по жизни?

— Кто-то мудрый сказал, что каждый человек своей жизнью осуществляет замысел Божий о нём. Вот Тот, кто нас такими задумал, и помогает. А если субъективно, в чувстве и мысли — то вера в своё предназначение, призвание, в «свою звезду». Я ощущаю её как жизненную необходимость. Дети это чувствуют всем существом — уникальность, единственность своей жизни и своего мира, и по-другому жить не могут, а у взрослых это ощущение уходит в глубину, разъедается скепсисом, заволакивается, слабеет. Важно не дать ему угаснуть.

Сергей Лебедев выступает на гостиной в  Белгородском литературном музее.
Сергей Лебедев выступает на гостиной в Белгородском литературном музее. Фото: Из личного архива

Тот, кто сохранил этот огонёк, этот уникальный смысл, нащупал своё предназначение, может быть счастлив и способен обогатить жизнь других людей. Мы все словно несём свои огоньки через всю жизнь к большому общему очагу. И это оправдывает наше существование.

ДОСЬЕ

Сергей Дмитриевич Лебедев — российский учёный-социолог и поэт. Родился в 1970 году в Белгороде. Здесь же окончил среднюю школу и исторический факультет педагогического института, аспирантуру и докторантуру. Преподаёт в НИУ «БелГУ». В 2012 г. избран на должность профессора, в 2015 г. награждён Серебряной Медалью и званием Заслуженного деятеля Российского общества социологов. Член Союза писателей России. Автор свыше 250 научных публикаций на русском, английском и сербском языках и четырёх поэтических сборников.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ читаемых

Самое интересное в регионах