Из-за пандемии коронавируса вузы по всей стране временно перешли на дистанционную учебу. Возможностью учиться удаленно студенты воспользовались по-разному. Одни с головой ушли в науку, другие решили выспаться впрок, а третьи ударились в работу.
Во Всероссийский день студента, который отмечается 25 января, «АиФ-Белгород» поговорил с работающими студентами и узнал, как у них получается совмещать дистанционную учебу и работу.
«В ущерб учёбе не работаю»
Иван Бражников учится на первом курсе магистратуры Института инженерных и цифровых технологий БелГУ и работает баристой.
«В кофейне сейчас не очень большой поток гостей, и у меня есть много времени для самообучения, - говорит Иван. - Особо планированием времени я не занимаюсь. Просто смотрю расписание пар и прошу начальство составить график под расписание, насколько это возможно. Пока проблем с учебой и преподавателями не было, нам с первого семестра предложили свободное посещение. Я считаю, что институт должен идти навстречу работающему студенту только в оформлении свободного посещения. А вот экзамены и зачеты студент должен сдавать так же, как и его одногруппники, независимо от того, работает он по профессии или нет».
Третьекурсник БелГУ Андрей Шилин учится на журналиста и работает в молодёжном журнале «ОнОнас» корреспондентом. Говорит, что учёбу и работу совмещать несложно – обычно он итак трудится на четверть ставки, а с дистанционной учебой времени на работу стало ещё больше.
«В ущерб учёбе не работаю. Она пока что на первом месте, а работа – это своеобразное продолжение учёбы, просто в поле. Никакие планеры по тайм-менеджменту не веду, не умею. Самые важные задания записываю в календарь на телефоне. А ещё у меня в комнате стоит маленькая магнитная доска, там записываю материалы, которые нужно сдать в журнал — потом отмечаю галочкой, - рассказывает об организации процесса Андрей. - Я не видел, чтобы преподаватели прямо шли навстречу мне из-за того, что я работаю. Но я этого не требую, и до этого не доходит. Наверное преподаватели все равно помогают, просто я не замечаю. Мы иногда разговариваем о наших материалах или обсуждаем чужие. Так что в университете помогают, но это не про поблажки, а про развитие навыков».
К тому же, говорит студент, университет помогает с поиском работы. Одни находят постоянное место во время прохождения практики, другие — по объявлениям, которые работодатели направляют на кафедры.
«Не хватает сна, особенно в период сессии»
Арина Морозова изучает социологию в Институте общественных наук и массовых коммуникаций БелГУ. У девушки сразу несколько подработок: оператор по доставке еды, администратор в салоне красоты, мастер по уходу за волосами.
«По специальности студенты-социологи всегда могут подзаработать, поучаствовав в социологических исследованиях. Практиковаться в период учебы круто, - рассказывает девушка. – Совмещать тяжело, но мне уже привычен такой активный ритм жизни. Не хватает сна, особенно в период сессии. Допустим, я на работе 12 часов и ночью, вместо того, чтобы отдыхать, я садилась за билеты, курсовую, статьи, а утром опять на работу. Особенно тяжело, когда тебе ставят экзамен или зачёт в рабочий день. Из-за нескольких подработок мне очень тяжело меняться, поэтому эту сессию я буквально сдавала в гардеробных, коридорах, подвалах, в машине и многих других интересных местах. Да, тяжело, но мне уже даже нравится такой ритм. Перед сном думаю о том, какая я молодец, подбадриваю себя».
По мнению студентки, любая работа не проходит без ущерба учебе. Но она старается подстраиваться и планировать свой график на месяц вперёд.
«За весь период обучения у меня ни разу не было такой ситуации, чтобы я какие-то промахи по учебе пыталась объяснить работой. Или чтобы преподаватель сжалился надо мной. Даже смешно думать об этом. Я сама выбрала работать во время учебы, зная, что будут сложности. Преподаватель, мне кажется, не должен особо акцентировать на этом внимание. Это нечестно, - считает Арина. - В целом преподаватели всегда идут навстречу студентам, независимо от того, работают они или просто так филонят. Как говорится, если человек хочет, он делает, не хочет - ищет причины. И если ты хочешь как-то изменить картину своих оценок (особенно перед сессией), то в большинстве случаев для это всегда есть возможность. Я не хочу бросать учёбу, поэтому делаю все возможное для того, чтобы сохранить хорошие результаты и продолжать обучение».
По мнению Арины, было бы проще, если бы вузы официально относились к рабочим студентам лояльнее, но такой подход она не считает справедливым.
«Конечно же, бывают разные ситуации, почему студенты идут работать, но в большинстве случаев они сами принимают такое решение, их никто к этому активно не призывает. Конечно, если критическая ситуация заставляет работать, учеба в принципе отходит на задний план. Я могла бы продолжать спокойно учиться и быть на обеспечении родителей, но мне хотелось большего. Поэтому я и решила, что буду работать, чтобы реализовывать свои «хотелки».
«Преподаватели идут навстречу»
Четверокурсница факультета журналистики Ольга Сидорова говорит, что ей повезло, ведь работает она по профессии.
«После практики на втором курсе меня взяли работать корреспондентом в сетевое издание. Раньше у меня уже была работа, связанная с профессией, - я была фотокорреспондентом в одной из пресс-служб. Получается, уже два года как я в профессии, - говорит девушка. - На мой взгляд, совмещать работу и учёбу очень тяжело. Я перфекционист до мозга костей, стремлюсь везде всё успевать, чтобы всё было сделано идеально. Я искренне восхищаюсь людьми, которые гармонично сочетают учёбу и работу без ущерба для своего здоровья. Я бы тоже хотела этому научиться».
Чтобы все успевать, студентка завела планер, где на каждый день расписаны ее дела по учёбе и рабочие моменты. Правда, всегда придерживаться плана бывает сложно - усталость даёт о себе знать.
«Я не могу работать в ущерб учёбе, мне важно получить образование и диплом. Также я понимаю свой долг как работника и стараюсь выполнять все поставленные передо мной задачи, - делится молодой журналист. - Преподаватели на нашем факультете не против того, чтобы студенты работали, и часто идут навстречу. Также есть возможность свободного посещения. Однако на дистанционном обучении получать его не вижу смысла: выходить на пары можно прямо с рабочего места и без пропуска занятий. Да и свободное посещение не освобождает студента от всех заданий, рефератов и проектов, которые он должен выполнить для сдачи зачётов и экзаменов. В целом, я считаю, что в будущем университеты должны сделать уклон на получение студентами практических навыков. Например, выделить теоретические и практические дни на каждой неделе. На теоретических студенты будут ходить на лекции, обсуждать изученные темы с преподавателями, а в практические дни - работать прямо в редакциях. Такая система работает во многих зарубежных университетах».
«Меня воспитали самостоятельной»
Анастасия Бочарова учится на специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» и работает в бьюти-сфере. За последний год она сменила несколько подработок, а как только началась дистанционка, даже начала работать в партии и стала уполномоченным представителем в регионе.
«После выборов я решила для себя, что мне приносит удовольствие делать девочек прекрасными и что я выберу хобби по душе и превращу его в работу. Мне не тяжело совмещать учебу и работу, я всегда найду лазейки, даже если появится возможность где-то схитрить во благо, я вряд ли упущу шанс. Я понимаю, что мое образование мне пригодится в дальнейшем. Например, я не буду бояться открывать своё дело, ведь все юридические вопросы я смогу решить сама», - рассуждает студентка.
Она ведет планер для дел и старается придерживаться своего расписания. А вот дистанционный формат обучения девушке не нравится – ей больше по душе ходить на пары в университет.
«Даже на первом курсе, когда я работала в «Макдоналдсе» и одновременно делала прически, я очно ходила на пары и сдавала сессию на «отлично». Без единой четверки. Это было жестко. Но я горжусь таким опытом, - рассказывает Анастасия. - Преподаватели не идут на встречу. Ни разу меня не оценивали лояльнее, чем тех, кто не работает и находится на обеспечении родителей. Все равны. И я не скажу, что это плохо. В голову сразу приходит картинка - стоят три парня перед забором и пытаются посмотреть футбол, у них одинаковые тумбы, но у всех разный рост, и получается, что кто-то видит все, а кто-то ничего. Так выглядит равенство, а не справедливость. Но это мой выбор. Я очень люблю родителей и благодарна, что они воспитали меня самостоятельной. Всегда нужно оставаться человеком, какая бы ситуация не была».