Примерное время чтения: 11 минут
365

«Память земли». В Белгороде открылась выставка графики Станислава Косенкова

Екатерина Добринская / АиФ

В областном центре в музее-мастерской заслуженного художника РФ Станислава Косенкова в рамках VI Белгородского открытого фестиваля изобразительных искусств его памяти открылась выставка графики «Память земли», приуроченная к 80-летию победы в Курской битве.

Талантливый творец родился в страшный год начала Великой Отечественной войны, пережил её и, несмотря на горечь детских воспоминаний, сумел отразить в своих работах не только трагичность военного времени, но и дать зрителям надежду на светлое будущее.

Военное детство

Будущий заслуженный художник родился 11 октября 1941 года в селе Рождественка Прохоровского района (сейчас Яковлевский городской округ — Прим. ред.). Станислав Косенков рос без отца: он пропал без вести в первые месяцы войны. Однако, пропасть без вести не означает быть убитым, поэтому художник полжизни ждал его возвращения.

Вдова и старший научный сотрудник музея Анна Косенкова поделилась воспоминаниями матери Станислава, учительницы начальных классов Ефросиньи Ивановны о приходе фашистских захватчиков в родную Рождественку. Немец выбил мать с ребёнком на руках из дома, после чего семье пришлось поселиться в хлеву. Какое-то время в доме Косенковых царствовали немцы.

Анна Косенкова
Анна Косенкова Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

После школы Станислав Косенков окончил Курское художественное училище, затем продолжил обучение в Харьковском художественно-промышленном институте.

Молодой творец учился у знаменитого художника-конструктивиста, первопроходца украинского авангарда Василия Ермилова. Преподаватель способствовал становлению характера, личности и творчества Станислава Степановича.

Уникальный дар

Творчество Косенкова необычно и уникально. У него есть и живописные работы, но больше всего ему нравилась графика: она часто связана с книгой и её иллюстрированием, что было очень важно для художника.

— Он всегда любил повторять: «Главное для художника — насмотренность». Я бы ещё добавила начитанность. Близкий друг Косенкова Станислав Минаков говорил: «Такого книгочея, каким был Станислав Степанович, я просто не знаю». Косенков с раннего детства и на протяжении всей жизни собирал книги, журналы, репродукции художников, — рассказала Анна Константиновна.

Штихели (резцы) для линогравюры
Штихели (резцы) для линогравюры Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

Известность Косенкову принесли созданные им иллюстрации к роману Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». За эти работы он получил две золотые медали на Международных конкурсах искусства книги: сначала в 1971 году в Германии, а спустя пять лет — в Чехословакии.

Станислав Степанович подарил вторую жизнь цветной гравюре, которая в 50-е фактически остановилась в своём развитии. В 1976 году в Москве состоялась выставка цветных линогравюр Косенкова из серии «Детство». По словам вдовы, его работы произвели сильное впечатление на творческую Москву. Работы из этого цикла были удостоены диплома Академии художеств СССР.

Цветная линогравюра «Незабываемое» из серии «Детство», 1975 год
Цветная линогравюра «Незабываемое» из серии «Детство», 1975 год Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

Станислав Косенков всегда старался направлять белгородскую творческую интеллигенцию в полезное русло. По его инициативе в Белгороде основали Пушкинское общество. Как рассказала его супруга, члены общества собирались не только для того, чтобы прочитать и послушать стихотворения Александра Сергеевича, выпить чай с его любимым пирогом с яблоками, но и поставить определённую проблему для обсуждения. Анна Косенкова подчеркнула: «Станислав Степанович воспитал нас так, чтобы мы не говорили о пустом».

Когда Косенков жил в Орле, он преподавал на художественно-графическом факультете педагогического института. В своей мастерской в Белгороде вёл студию — учил детей в возрасте от десяти до 18 лет рисовать. Он очень любил детей и много с ними работал.

— Станислав Степанович старался поделиться своими знаниями с юными и молодыми художниками. Организовывал поездки по Белгородской области — необыкновенному краю, изрезанному оврагами, зарослями тёрна, шиповника, — поделилась вдова.

Анна Константиновна также рассказала, что её супруг был прекрасным семьянином. В его мастерской на стене выставлен групповой портрет семьи: жены, дочери Марии, сына Артёма и автопортрет самого Станислава. Эта постоянная экспозиция — особая изюминка музея, ведь она создаёт в мастерской художника особую, очень уютную атмосферу.

Групповой портрет семьи — на верхней половине фотографии
Групповой портрет семьи — на верхней половине фотографии Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

Сейчас произведения заслуженного художника хранятся в 17-ти музеях и картинных галереях России и мира, в том числе в Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств им. Пушкина, музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, музее Фёдора Достоевского в Санкт-Петербурге.

Война — ключевая тема творчества

Станислав Косенков — ребёнок военного времени, поэтому Великая Отечественная война стала ключевой темой его творчества. В экспозицию выставки «Память земли» включены около 30 работ Косенкова, посвящённые военной тематике: цветные линогравюры из серий «Прохоровское поле», «Детство», «Память»; автолитографии из серии «Житие не одной бабы», иллюстрации к книге стихов Алексея Прасолова «Жизнь прожить…», иллюстрации к рассказу Евгения Носова «Красное вино победы» и другие.

Дочь Косенкова Мария и заведующая музеем рассказала, что творец ежегодно ездил 12 июля в Прохоровку, когда там собирались ветераны, потерявшие своих родных в этой битве люди. После поездок у него появилась идея создать серию «Прохоровское поле».

— Косенков застал людей, которые были свидетелями Курской битвы. Они рассказывали, как это было страшно и тяжело. Земля была наполнена железом до такой степени, что не росла трава, — добавила Анна Константиновна.

На одной из работ этой серии — «Ветеран. 40 лет спустя» — изображён участник сражения, которые пришёл на поле, чтобы посмотреть на землю и вспомнить, какой ужас ему пришлось пережить.

Линогравюра «Хлеба не кошены» — рассказ о последствиях войны. Возле дома, в окружении спелой пшеницы стоит стол, на нём — семь мисок с кашей или вареной картошкой, рядом со столом — семь кос. За столом сидит только пожилая женщина — все остальные едоки погибли.

Цветная линогравюра «Хлеба не кошены» из серии «Прохоровское поле», 1984 год
Цветная линогравюра «Хлеба не кошены» из серии «Прохоровское поле», 1984 год Фото: Социальная сеть "ВКонтакте"/ Официальная группа музея-мастерской заслуженного художника РФ С.С. Косенкова

— Станислав Степанович всегда говорил о том, что в любой трагической теме художник не должен толкать зрителя к краю пропасти. Он должен давать ему надежду на свет, радость, продолжение жизни. Спелая пшеница — это та мажорная нота, которая нужна зрителям для веры в то, что всё плохое и страшное рано или поздно проходит, — объяснила Анна Косенкова.

Примечательно, что афиша выставки «Память земли», которую создал сын Станислава Степановича Артём Косенков, выполнена по мотивам работы «Хлеба не кошены». На ней тоже изображён стол в пшеничном поле, на котором лежат семь мисок, а жителей совсем нет.

Одна из работ посвящена отцу Косенкова, пропавшему без вести на фронте. Портрет Степана Егоровича на мольберте стоит у края пропасти, а вверху — дорога к дому, как символ того, что его ждут.

«Безотцовщина» входит в серию иллюстраций к книге стихов Алексея Прасолова. На иллюстрации изображено реальное место с родины художника, откуда была видна железная дорога.

— Девочки и мальчики стояли на подрубленных пенёчках и ждали своих отцов. Себя он изобразил стоящим в траве — его отец не вернётся, — подчеркнула дочь художника.

Иллюстрация «Безотцовщина», 1988 год
Иллюстрация «Безотцовщина», 1988 год Фото: Социальная сеть "ВКонтакте"/ Официальная группа музея-мастерской заслуженного художника РФ С.С. Косенкова

На выставке также представлена незаконченная серия «Житие не одной бабы» — ода русской женщине, которая пережила в тылу войну. Серия должна была состоять из двенадцати работ — числу, равному числу апостолов. По замыслу художника, каждая женщина держит в руках икону. В центре композиции был бы Иисус Христос.

Военная серия уникальна тем, что Станислав Степанович не показывает батальные сцены, сражения. Он показывает всё глазами людей, которые были в тылу, своими глазами, сквозь призму собственного восприятия.

Анна Косенкова подчеркнула, что выставка «Память земли» — это напоминание о том, что пережил русский человек, но всё-таки выжил и победил. Она актуальна и в наше время.

Выставку можно будет посетить до 1 декабря текущего года в музее-мастерской Станислава Косенкова на улице Князя Трубецкого, 52.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах