Примерное время чтения: 9 минут
260

«Конечно, страшно». Белгородские учителя — о работе в приграничье

Dr. Strange / freepik.com

Учитель — это специалист, который не только передаёт свои знания следующему поколению, но и непрерывно обучается сам: осваивает новые навыки и компетенции, учится работать с новыми образовательными форматами.

Преподавателям Белгородской области приходится адаптироваться ещё и к оперативной обстановке, которая складывается в этом регионе. В честь Дня учителя, который отмечается 5 октября, корреспондент «АиФ — Белгород» поговорила с учителями из приграничья области и узнала о сложностях их работы.

«Трудное время мы пройдём вместе»

Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

Анна Гуц 17 лет работает в МОУ «Уразовская СОШ № 1» Валуйского района, которая находится в посёлке Уразово, расположенном в десяти километрах от границы. Женщина и сама закончила эту школу, а сейчас преподаёт детям 5-11 классов «самые жизненные предметы» — историю и обществознание.

Уразовская школа работает полностью в дистанционном формате с 12 сентября 2022 года — в этот день под обстрел впервые попало соседнее село. Анна подчеркнула, что в настоящее время онлайн-обучение — это выход в сложившейся ситуации, ведь несмотря на оперативную обстановку учебный процесс должен продолжаться.

— Полностью заменить живое общение онлайн-обучение не сможет. Школа не только даёт определённую сумму знаний, но на уроках мы учим ребят работать в группе, парах. Учим не только правильно формулировать свою мысль, но и грамотно отстаивать свою точку зрения. Считаю, что дистанционное обучение для школ — это вынужденная мера. Больше такая форма обучения подходит студентам, но в тоже время, дети, которые по каким-то причинам отсутствуют на уроке, могут изучить материал дистанционно, — рассказала Анна Гуц.

Учительница объяснила, что, если ученик в силу каких-то причин не может присоединиться к онлайн-уроку, то в электронном дневнике всегда может найти конспект урока, с указанием ссылок на видеоуроки и инструктаж выполнения домашнего задания.

На вопрос о том, страшно ли работать в приграничье, Анна ответила утвердительно, но также процитировала стихотворение Евгения Головчинер «Профессий три святых»:

Есть множество профессий разных.

Все трудно их назвать, и просто подсчитать.

Но три из них, бесспорно, самых важных:

Людей учить, лечить и защищать.

— Будем учить. Я очень люблю детей. Для меня быть учителем — это значит жить жизнью своих учеников, быть для них другом, помощником, наставником.  И это трудное время мы пройдем вместе, — подчеркнула педагог.

На сохранение жизни детей направлены все меры, в том числе дистанционный формат. Перед учебным годом все педагоги прошли обучение на базе «Белгородского института развития образования» по «Организации педагогического сопровождения формирования знаний и навыков безопасного поведения воспитанников и обучающихся при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций».

Ежедневно перед первым уроком проводятся инструктажи по технике безопасности. Учитель, ведущий первый урок, по определённому плану проводит инструктаж по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, правилам поведения при обстреле. Классные руководители проводят классные часы, беседы, инструктажи, рассылают памятки безопасного поведения для детей и родителей. Администрация школы проводит инструктажи со всеми работниками школы.

Периодически посёлок Уразово попадает под обстрелы ВСУ. Так, согласно сводке губернатора Вячеслава Гладкова, последний раз посёлок обстреливали из ствольной артиллерии 25 сентября — было установлено 15 прилётом. Анна рассказала, что во время обстрела ей приходилось прерывать онлайн-урок.

— Уразово — моя Родина, здесь живут мои близкие. Они нужны мне, а я — им. Поэтому вопрос о переезде не рассматривается, — заключила учительница.

«В школе соблюдаются все меры безопасности»

Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

Оксана Дудкина уже восемь лет работает в ОГБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа» посёлка городского типа Борисовка, который расположен приблизительно в 18 километрах от границы. Её основная должность — заместитель директора, но Оксана также ведёт географию в седьмых классах.

Занятия в «Борисовской СОШ» проходят в смешанном формате: неделю очно на базе школы № 2, неделю дистанционно.

Преподаватель положительно относится к дистанционному формату. Во время таких занятий практические не возникает трудностей, за исключением проблем с интернетом. Однако очный формат Оксане нравится больше, ведь он позволяет вживую видеть глаза детей, их реакцию и эмоции. По её словам, дистанционное обучение в этом плане не сможет заменить очное.

В настоящий момент в Борисовке достаточно спокойная обстановка, но в школе также принимаются все необходимые меры для обеспечения безопасности детей и работников. Как подчеркнула учительница, работа в приграничье не вызывает у неё страха.

— Все меры безопасности в нашей школе соблюдены: защитная плёнка на окнах, подготовлены слепые зоны, полностью оборудовано укрытие. Тренировочные эвакуации проводим со школьниками и без них, инструктажи по безопасности — и с детьми, и с учителями, и с родителями, а во время онлайн-занятий — минутки безопасности. Кроме того, педагоги прошли курсы по оказанию первой медицинской помощи, — поделилась Оксана Дудкина.

Анна Иванова (имя изменено по просьбе героини) уже три года работает учителем начальных классов в одной из школ Шебекинского городского округа. Населённый пункт, где находится учебное заведение, расположен примерно в 17 километрах от границы.

Школа, в которой работает женщина, малокомплектная. Если в прошлом учебном году дети учились в дистанционном формате, то сейчас все уроки и внеурочные занятия проходят очно в первую смену.

Учительница не одобряет дистанционный формат обучения. Когда дети пришли первого сентября в школу, то стало ясно, что знаний после года онлайн-обучения у них нет. Теперь программу приходится повторять заново — это тяжело, ведь необходимо изучать новые темы, а дети ещё не разобрались со старыми.

— Очное обучение незаменимо, потому что формируется связь «учитель — ученик». Мы сразу видим все ошибки ребёнка, можем что-то подсказать, показать. Дети сами выполняют работу, а на дистанционном обучении, к сожалению, за них всё делают родители и интернет, — рассказала педагог.

Населённый пункт, в котором живёт и работает Анна, не подвергался ударам ВСУ, но его жители регулярно слышат, как противник обстреливает соседние населённые пункты. В школе ежедневно проводят минутки безопасности по правилам поведения при обстреле, тренировочные эвакуации в подвальное помещение, а родителям школьников рассылают памятки о действиях при атаках.

— Учителя все обучены — знаем, как действовать в случае ЧС. Дети не паникуют, и понимают, как себя нужно вести. На период обучения школа закрыта, все уроки проводятся только в школе. На месте всегда находится охрана, возле школы каждый день дежурит наш участковый, — поделилась Анна.

Педагог призналась, что сейчас ей страшно находится в приграничье, но покидать свой дом она не планирует.

— Я живу здесь уже 25 лет. Уезжать не хочу и не буду — это моя Родина, где я родилась. Очень надеюсь, что скоро всё закончится, — подчеркнула женщина. 

«Компетентный педагог сможет адаптироваться к любым условиями обучения»

Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

Учительница начальных классов Екатерина Бубнова на протяжении пяти лет работает в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Валуйки, расположенного в 15 километрах от границы с Украиной. В этом учебном заведении занятия проходят в два потока и в смешанном формате: основные предметы — очно, а физкультура, технология, ИЗО и некоторая внеурочная деятельность — дистанционно.

Педагог считает, что живое общение с детьми незаменимо, поэтому к дистанционному формату относится отрицательно. Екатерина убеждена, что учитель и ученики должны видеть, слышать и чувствовать друг друга.

— Всё это особенно важно в первом классе, когда дети только знакомятся со школой, школьными правилами, одноклассниками и учителями. Но, если ситуация небезопасна для детей и требует дистанционного формата, я считаю, что компетентный педагог сможет адаптироваться к любым условиями обучения, — сказала учительница.

По словам Екатерины, часто слышно, как в Валуйках работает система противовоздушной обороны, до некоторых частей города доносятся звуки обстрелов соседних населённых пунктов. Жить и работать в таких условиях страшно, ведь никогда не знаешь, чего ожидать.

В городской школе для детей ежедневно проводят «Урок безопасности», на котором школьников обучают алгоритму действий при той или иной угрозе. Каждый день с учителями проводят инструктажи. Сейчас в школе усиленный контроль охраны, родителей и посторонних на территорию школы не впускают.

— Я не задумывалась о переезде. Очень люблю свой город и посёлок Уразово, в котором живу —здесь мой дом, семья, друзья и любимая работа, — резюмировала педагог.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах