Многие россияне смотрят КВН по телевизору, посещают игры, но мало кто задумывается о том, как участники придумывают шутки, готовятся к выступлениям, и как КВН влияет на их жизнь.
В честь Международного дня КВН, который отмечается 8 ноября, мы поговорили с педагогом центра образования «Перспектива», руководителем команд КВН, основоположником «Юниор-Лиги КВН» в Старооскольском городском округе Андреем Алексеевым, который развивает это направление более 25 лет.
«Набирался опыта по ходу развития КВН»
Андрей Алексеев окончил «Орловский государственный институт культуры», занимался в агиттеатре: полученные в нём знания и навыки впоследствии ему очень пригодились. После переезда в Старый Оскол — в 1997 году — он образовал школьную лигу КВН, которая существует до сих пор под названием «Юниор-Лига STAR».
— Дети часто спрашивают: «В какой команде вы играли?». Я не играл в команде, а сразу стал руководителем — в годы становления КВН их не хватало. Я набирался опыта по ходу развития КВН, — поделился педагог.
Уже третье десятилетие лицо школьной лиги — команда «Киндер Сюрпризы STAR», участники которой меняются, но руководить ими продолжает Андрей Иванович. Команда существует по принципу преемственности: старшие дети во время игр обучают младший состав — растят себе смену.
Примечательно, что команда «Киндер Сюрпризы STAR» участвовала в первом Международном фестивале КВН в городе Обнинск, выступила в Доме КВН и заняла второе место из порядка 20 команд. С 2016 по 2022 год команда становилась чемпионом областной Юниор-Лиги КВН; открытой Старооскольской лиги КВН «Осколково».
Андрей Алексеев руководит и другими детскими, а также студенческими командами. В прошлом году лига КВН Старооскольского округа состояла из 50 команд, в этом — из 30, которых Андрей Иванович курирует.
«Меняется жизнь — меняется тематика шуток»
Как правило, занятия проходят по следующему шаблону: разминочная часть, чтобы дети могли отвлечься от школьных проблем, переключиться, и основная часть.
— Первый шаг — узнать, как прошёл у детей день, какие эмоции у них возникали: у кого-то слёзы из-за двоек, у других — радостные интересные события. После этого мы начинаем заниматься речевым мастерством. Я ставлю ребятам речь, чтобы они чётко и внятно говорили. Затем мы работаем с ассоциациями, проводим мозговой штурм. Я делю детей на несколько творческих подгрупп и даю им задания на определённые темы. В конце они устраивают мини-показ — на занятиях дети одновременно являются и артистами, и жюри, — рассказал Андрей Алексеев.
По словам педагога, поиск темы, создание шуток, написание авторского материала — очень сложный процесс. Нужно соединить ассоциации, представить ситуацию в голове, выстроить картинку. При этом учесть, что шутка должна быть простой, актуальной и смешной как для школьников, так и для родителей, бабушек и дедушек.
— Иногда дети приходят и предлагают шутки вроде: «Мальчику стало плохо в классе и ему нужно в туалет». Мы объясняем, что такой юмор не подходит для сцены, обращаем их внимание на другие темы, например, взаимоотношения с родителями, сверстниками: моделируем жизненную ситуацию, ищем пути решения, — объяснил педагог. — Самые смешные шутки — это шутки на вечные темы и темы, которые актуальны в наши дни. Нелепо было бы шутить про мобильный интернет, социальные сети, айфоны в 1997 году. Меняется жизнь — меняется тематика шуток. Юмор всегда должен быть актуальным, поэтому нужно найти тематику, которая хорошо известна всем.
Андрей Алексеев также рассказал, что в КВН есть запрещённые для шуток темы: нельзя шутить про войну, инвалидность, религии и другие темы, которые могут оскорбить зрителя.
При создании шуток детей учат пользоваться юмористической таблицей — особыми приёмами, в числе которых использование слов с двойным значением, слов-перевёртышей, инверсий и многое другое.
— Я всегда говорю, что зрители смотрят на КВН, как на аквариум, в котором живут яркие и красочные рыбки. Иногда вода из аквариума может выплеснуться в зал, то есть, повзаимодействовать с ним. Либо зритель просто будет наблюдать за тем, как в аквариуме проходит жизнь, развиваются события, — рассказал Андрей Алексеев.
Обучение других руководителей
В начале 2000-х Андрей Алексеев начал обучать не только детей, но и руководителей команд. Он один из первых в округе начал набирать компетенции в этом направлении — своими знаниями педагог делился и продолжает делиться на мастер-классах и тренингах.
Зачастую руководителями хотят стать люди, которые горят КВН. Некоторые из них в детстве были воспитанниками Андрея Ивановича, но бывает, что приходят взрослые, далёкие от КВН. Всех их Андрей Алексеев учит, как нужно работать с командами, писать сценарий, продумывать выступление.
Андрей Алексеев разработал авторские программы «Эстрадный калейдоскоп» и «Путь к успеху», которые помогают руководителям театральных объединений и команд КВН раскрыть творческий потенциал учащихся. Они были признаны на всероссийском уровне.
— Очень важна мотивация твоего дела. Долгие годы средства массовой культуры были направлены на разъединение. В телешоу участники должны были пробиться в одиночку, стать последним героем. В общество вклинивали мысль: «Каждый сам за себя». В КВН всё наоборот: он делает человека частицей команды, учит работать в ней, позволяет найти друзей на всю жизнь, — убеждён педагог.
«КВН — ключик во взрослую жизнь»
Выпускники Андрея Алексеева продолжают творческую деятельность в студенческих командах, командах Высшей лиги КВН. Некоторые из них становятся авторами сериалов, редакторами, режиссёрами, бизнесменами.
Так, например, Александр Вялых стал чемпионом высшей лиги КВН, обладателем награды музыкального фестиваля команд КВН «Голосящий Кивин-2007» в городе Юрмала. Он работал редактором, автором серий «Счастливы вместе», сериала «Физрук», «Моя любимая ведьма», «Молодожёны». Бывший воспитанник Андрея Алексеева стал лауреатом премии ассоциации продюсеров кино и телевидения в номинации «Лучшая сценарная работа».
Константин Майер дважды становился чемпионом высшей лиги КВН, получил награду музыкального фестиваля команд КВН «Голосящий Кивин-2007». Выпускник работал редактором, автором сериалов «Молодожёны», «Счастливы вместе», «Физрук». Как и Александр Вялых, Константин Майер стал лауреатом премии ассоциации продюсеров кино и телевидения в номинации «Лучшая сценарная работа».
Воспитанница Алёна Иванова с 2014 года работает председателем Клуба веселых и находчивых в Санкт-Петербургском горном университете, организатором межфакультетских игр КВН. Виктор Боков и Евгений Сафронов стали членам сборной команды КВН Белгородской области «Близкие», победителями кубка КВН «Таврида», участниками Кубка КВН мэра Москвы.
— Я всегда говорю детям, что КВН — своеобразный ключик во взрослую жизнь, который помогает открыть разные жизненные двери. То, чему у нас учатся дети, однозначно найдёт применение и во взрослой жизни. Бывшие воспитанники продолжают использовать мозговые штурмы в своей деятельномти. Умение посмотреть на проблему с разных сторон — это то, чему учит КВН. Обычно у людей линейное мышление, а игроки КВН, как правило, смотрят на проблемы, а также творческие задачи, с разных сторон, — объяснил Андрей Иванович.
Педагог признался, что у него нет кумиров, но есть игроки КВН, путь которых вызывает у него уважение.
— Мне нравятся команды, которые прокладывают свой тернистый путь самостоятельно. Например, «Камызяки» жили в маленьком городке, а теперь на всех экранах. Я фанат того пути, который проходят игроки. Так же, как и мои воспитанники: жили в Старом Осколе, состояли в местных командах, а после начали выступать на высоком уровне, — подчеркнул руководитель.