Петровский пост начался 12 июня и продлится в этом году целый месяц — до 12 июля, дня Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. О том, как его провести, «АиФ-Белгород» побеседовал с настоятелем храм Рождества Иоанна Предтечи посёлка Северный Белгородского района, председателем отдела по образованию и катехизации Белгородской и Старооскольской епархии, протоиереем Георгием Власенко.
Чему нас учат Пётр и Павел?
Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Батюшка, как возник Петровский пост?
Отец Георгий Власенко: Установление Петровского поста относится к самым первым временам христианства, к III — IV векам, он посвящён двум самым почитаемым апостолам — Петру и Павлу. Церковь именует этих апостолов Первоверховными, поскольку, по свидетельству Евангелия, они больше всех потрудились в проповеди Христовой. И на иконах они изображаются вместе, хотя при жизни у них и были некоторые разногласия, об этом повествуется в книге Деяний Святых Апостолов. Но они разрешали их в духе любви и взаимного уважения, и это очень хороший пример для нас, современных христиан.
— Они ведь были очень разными?
— Да, Пётр был простым рыбаком, а Павел — до крещения Савл — был по тем временам высокообразованным человеком, я бы сказал, интеллектуалом. Он был римский гражданин, фарисей, который целью своей жизни поставил полное исполнение ветхозаветного Закона. Но при этом оба они очень искренние. Евангелие от Марка было написано под диктовку апостола Петра, и в нём описано отречение Петра от Господа — если судить по-человечески, Петр ведь мог бы и умолчать об этом эпизоде? Но он этого не сделал, он честно рассказал, что с ними было до, во время и после отречения, тем самым помогая другим, последующим поколениям христиан понять, что такое падение и раскаяние. Иуда ведь тоже раскаялся — а плоды этих двух раскаяний оказались разными: Пётр стал святым апостолом, а Иуда — в руках сатаны. Разница в том, что у Петра вместе с раскаянием, осознанием своего греха была и надежда на милосердие Божие, а Иуда это отверг.
А искренность апостола Павла в том, что в одном из своих посланий он пишет: «Я был извергом, я гнал Церковь Божию» — то есть он признаёт, каким он был по отношению к христианам и каким стал, и что сделал, чтобы искупить этот свой грех. Он пишет, что больше других апостолов потрудился в деле проповеди, но пишет без превозношения. Апостол Павел — это человек, который принёс деятельное покаяние, это очень важно, и помогло ему это сделать то, что он встретился со Христом именно как с любовью к себе.
Людям, которые ещё только приходят к Богу, воцерковляются, нужно просить у Господа помощи встретиться с Ним как с Любовью. Бог — Он очень скромный, Он не заставляет никого из нас к Себе идти. «Сыне, дай мне сердце», — сказано в Писании. Господь ждёт, когда мы сами придём к Нему по своей воле. То же самое и в пост: нас ведь никто не заставляет поститься. Любой пост в христианском понимании — это в первую очередь воздержание от зла — в помыслах, в языке, в поступках.
Посмотреть в себя поглубже
— Но зачем тогда поститься телесно, ограничивать себя в пище?
— Если человек не учится ограничивать своё чрево, то и ни в помыслах, ни в поступках, ни в языке он не сможет себя ограничивать. Кто-то говорит, мол, я не пощусь, главное «людей не есть», — да, это правильно, но ты не сможешь «не есть людей», если не будешь работать над собой. Тут не просто принцип «запрещено-разрешено»: в пост человек должен задать себе вопрос — какие у меня отношения с Богом? Честны ли они? Если я хочу любить Бога, что я должен убирать в сторону то, что мешает этой любви. Если человек говорит, что верит в Бога, но «в душе», и при этом делает всё, что хочет, — он лукавит, а «душеверы», как я их называю —это вообще неверующие люди.
Когда человек говорит, что хочет поддерживать с тобой отношения, но при этом плюёт тебе в лицо, врёт, обижает — долго ли ты выдержишь? Так и в отношениях с Богом: со стороны Бога они полностью святы и честны. А вот мы, когда начинаем за собой следить, то замечаем, что отвозит нас от Бога, что разъединяет с близкими. И нужно покаяться и отказаться от этого, в пост это самое важное.
— Петровский пост ведь отличается от трёх других постов в году — он и короткий, и не очень строгий?
— Начало Петровского поста зависит от дня празднования Пасхи и Пятидесятницы, через семь дней после которой он начинается. Если Пасха ранняя, то и пост длиннее. Он действительно более лёгкий, по время него благословляется рыба, постное масло, зелень, фрукты-овощи.
Этот пост ещё называется Апостольским, он напоминает нам, что каждый христианин должен быть апостолом, а об этом все мы мало сейчас задумываемся. Каждый из нас призван к святости и к апостольству, и надо просить, чтобы Господь нам помог и укрепил.
Святые отцы говорят, что каждый должен выбирать себе пост по своей силе, по своей мере. По словам Святителя Василия Великого, у одних крепость железа, у других крепость соломы. Если вы болеете, пост можно и не соблюдать, но переносите болезнь с терпением и смирением, сохраняя мир в душе — и это вменится вам в меру поста. Нужно отказаться на время поста от постоянных информационных потоков, от телевизора, больше молиться, читать духовные книги, глубже изучать Священное Писание. Тут в помощь очень рекомендую лекции Евгения Авдеенко, они есть на ютубе. Это был замечательный современный педагог и философ, он ушёл в 2014 году, он рассматривал Священное Писание с точки зрения трёх языков: церковнославянского, иудейского и греческого, — и открывал новые глубины и смыслы в его понимании.
«Не бойся» — это заповедь
— В наше неспокойное время людям стало очень страшно жить — как с этим справляться?
— Главное — прийти в себя. Помните притчу о блудном сыне —там есть очень важные слова: перед тем, как вернуться к отцу, он пришёл в себя. Страхи, тревоги — они нас расстраивают, не дают прийти в себя. Да, бывает страшно за свою жизнь — но христиане всегда хранят в себе память смертную, и это не лишает нас радости жизни, наоборот, это придаёт краскам жизни особенную яркость и постижение ещё большей её глубины.
Святые отцы говорят так: надо категорически не верить тому чувству, которое наводит на тебя смущение, страх, боязнь — эти помыслы часто начинаются с фразы: «А вдруг это будет?» — и человек в своей фантазии представляет всякие ужасы, а проблема — только у него в голове. Но когда мы через это проходим, не поддаваясь — мы становимся сильнее, и любое испытание для нас будет легче переживаться. А средство для избавления от помыслов — и об этом тоже говорит святоотеческая традиция — это Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе. Сыне Божий, помилуй мя грешного(грешную)». Приходит дурной помысел — читай эту молитву.
Думать — значит собирать факты и на основе этих фактов принимать решения. Страх, тревога — это состояние ада, и через них человек сам в свою жизнь приглашает ад. Не Бога, не рай, а ад. Верующие люди знают, как они себя чувствуют после Причастия — хорошо, легко, благостно. Святые отцы говорят, что через Причастие Бог даёт человеку вкусить частицу рая. А старец Паисий Святогорец говорил, что через Причастие Бог даёт человеку попробовать духовную конфетку, чтобы понять, какая наверху хорошая кондитерская. Такой вот хороший образ. Христианство учит, что Бог не посылает людей в ад, люди сами его выбирают. Бог Сам сошёл в ад за людей, чтобы дать им рай.
И ещё надо помнить, что и Господь в Евангелии, и все ангелы, вестники Божии, являвшиеся людям, говорили сразу одно: «Не бойтесь». И это не просто пожелание, совет — это такая же заповедь, как остальные. Когда человек борется со страхом внутри себя — он научается верить Богу и тем самым сохраняет в себе мирное сердце.
Каждому из нас важно осознать себя любимым чадом Божиим. Наше маловерие в большинстве своём оттого, что мы никак не можем поверить, что Бог нас любит — такими, какие мы есть, со всеми нашими грехами и немощами. Смотрите почаще на крест Христов. Какие у Спасителя руки на кресте? Это руки, распахнутые в объятия. Да, это объятия избитые, окровавленные, пробитые гвоздями, но эти распахнутые объятия Бога — ответ на все наши вопросы, грехи, ошибки, неудачи. Бог своих объятий не закрывает.