Примерное время чтения: 8 минут
8722

Праздник молодоженов. Искусствовед о старинных смыслах масленичных гуляний

Виктор Крутов / АиФ

О том, как наши предки отмечали Масленицу, о символике праздника, сходстве и различиях традиций в разных регионах России «АиФ-Белгород» рассказала кандидат искусствоведения, заместитель руководителя лаборатории «Народная музыка Юга России в современном социокультурном пространстве» Белгородского государственного института культуры и искусств Наталья Кузнецова.

«Прощай, говядина»

Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Наталья Станиславовна, каково происхождение масленицы? Правда ли, что это языческая традиция, которую потом вплели в христианскую?

Наталья Кузнецова: Масленица - очень своеобразный праздник. С одной стороны, мы привыкли считать, что это какой-то языческий разгул, но в нём очень много и от христианских традиций. Во-первых, само название «Масленица» связано с христианством, потому что это «сырная неделя», последняя перед Великим постом, когда уже есть запрет на мясо, но нет запрета на молочные продукты и масло.

Исследователи считают, что в древности Масленица отмечалась ближе к весне и означала прощание с зимой. По сей день мы это слышим в народной музыке, потому что масленичные песни - они такие же по интонации, как те, что исполняли для «закликания» весны - зазывные, высокие, звонкие.

Надо ещё вспомнить, что такая неделя есть практически у всех народов - даже бразильский карнавал, если перевести его название, означает «прощай, говядина». И там, по сути, те же действия: переодевания, шествия, шутки, то есть тот же разгул, который потом резко обрывается.

- Как Масленица соотносится с постом?

- Масленица - это шум, смех, торжество жизни. Здесь есть эротическое начало. Все действия направлены на приближение весны. А чтобы весна проснулась, её надо пробудить, или, правильнее сказать, возбудить, и тогда земля родит. В сравнении с постом видна яркая оппозиция. Масленица – это шум, разгул, обжорство, а  Великий пост  – тишина и сдержанность.

На Масленицу надевали лучшие наряды, а в пост ходили в скромно – в старом, поношенном. На Масленицу песни кричат на улице, а в пост уже нельзя – только в домах звучали напевные духовные стихи. И в обиходе, и в еде наступает резкая смена состояния.

- Почему так происходило?

- Потому что Великий пост исторически воспринимался крестьянами-земледельцами как беременность земли, которая «разродится» на Благовещение.

Первый блин - нищему

- Были ли в нашем регионе какие-то особенности этого праздника?

- Как и по всей стране, так и на Белгородчине к Масленице всегда готовились заранее, даже занимали деньги, чтобы погулять как следует. И в городах, и в деревнях готовили угощения. Например, в Шебекинском районе была традиция накрывать столы для бедных: каждая семья должна была вынести на общий стол по 10-12 блинов.

Говорят: «Первый блин комом», а ещё есть поверье, что первые несколько блинов надо отдать как милостыню - отнести в храм, отдать нищим. Это важно как поминальный момент, ведь блины - это ритуальное блюдо.

- Но ведь считается, что это символ солнца?

- Так считается в поп-культуре, ведь с солнцем можно сравнить любую еду круглой формы. А как же те блины, которые используются в других ситуациях? Их едят на поминках. То, что блин стал символом Масленицы, в большей степени отражает его поминальную культуру.

В народе верят, что предки приходят к нам на Масленицу, как приходили на святки - и это выражается, в том числе, и в традиции жечь костры. Как на святки жгут костёр, так и на Масленицу. И он должен быть не личным, а соборным, чтобы каждый в этот костёр принёс старые вещи, что-то изжитое, например, изношенную обувь.

У крестьян «каждая тряпица была к месту», но считалось, что изжитые вещи очень опасны, поскольку мешают новой жизни. И весну люди стремились войти, избавившись от старого. Где-то на генетическом уровне это знание в нас хранится и по сей день.

- А то, что жгут чучело Масленицы - была раньше такая традиция?

- Сейчас  чучело стало олицетворением праздника, но ещё в довоенные, военные и послевоенные годы на Белгородчине это не было принято. Я с 90-х годов участвовала в фольклорных экспедициях по деревням, объехала более ста сёл.

В Чернянском, Новооскольском районах нам рассказывали, что делают чучело из телогрейки, и что это начали делать в клубах - но нигде нам не говорили, что такое было в старину. В Валуйском районе и по сей день не жгут чучело. Вместо этого зажигают колёса и пускают их горящими под гору. В Вейделевке была традиция «козла полить» - мужчины выворачивали шубу и ходили в ней по деревне, изображая козла, пели и плясали.

- А почему именно козла?

- Трудно сказать, но вообще  символы рогатых животных, и в нашей культуре, и в других - они «девок бодают». То есть это символ плодородия.

«Кулачные бои символизируют смерть зимы»

- В чем другие идеи Масленицы?

- Очень важная идея масленицы - это вывести на передний молодожёнов. Если в святки «движущая сила» в обрядах - это неженатые люди, которые будто заново творят мир, то в масленицу главные - молодые пары, которые должны произвести побольше потомства.

Устраивались целые обряды, например, «целовальники», когда молодые целовались прилюдно. Например, когда молодая невестка приходила в дом к родителям мужа на масленицу, её мог поцеловать при муже и неженатый сосед - считалось, что тогда он в ближайшее время непременно женится.

У нас в регионе часто молодые катались на лошадях, их могли остановить и заставить целоваться при всех. В сёлах и раньше, да и сейчас не принято целоваться прилюдно - но на Масленицу это было положено делать обязательно. Ученые видят в этих действиях древнеславянские представления о возможности молодых передать земле детородную силу.

- Как различались дни масленичной недели?

- У нас в регионе масленицу начинали праздновать только с «широкого четверга». В этот день уже существовал запрет на домашние хозяйственные работы, нельзя было шить, прясть и ткать. С четверга начинали кататься на лошадях, на санках с гор, часто с  приговором: «На долгий лён, на высокую конопель». Считалось, что чем дольше проедешь, тем лучше потом вырастет лён.

Татьяна Агапкина в своём исследовании о Польше писала, что на неделе перед Великим постом принято ходить в трактиры и танцевать краковяк. Чем выше партнёр подбросит свою даму, тем лучше. А подбрасывали с такой же приговоркой: «На долгий лён, на высокую конопель».

Лошади были не у всех, девушки катались в долг - потом отрабатывали летом на поле в жатву. Зато у нас повсеместно катались на ледянках - «крыгах» или«говнянках». Делали их так: навоз перемешивали с сеном, закладывали его в ямку, заливали водой и чем-нибудь накрывали.

Был ещё в южных районах нашей области интересный обряд, который есть и на Украине. Он связан с колодкой - куском дерева. На масленицу бабы приходили в дом и наказывали колодкой девушек и парней, которые не вышли в этом году замуж и не женились - а пора бы. Такое поведение девушек и парней считалось ненормативным и могло вызвать засуху, неурожай, смерть домашних животных. А обряд с колодкой заставлял их жениться или выходить замуж. Чтобы позориться на масленицу не пришлось, молодые откупались водкой или деньгами и писали записку о том, что уже откупились – на случай, если кто-то ещё придёт с колодкой.

- Расскажите про кулачные бои на Масленицу.

- Исторически на Белгородчине они проходили в поле, на мосту или на реке, чтобы лёд быстрее вскрылся. Дрались по старшинству - молодые с молодыми, пожилые с пожилыми, и обязательно до первой крови. Ходили село на село. Раззадоривали дерущихся мужчин девушки, пели специальные частушки.

По одной из версий ученых, кулачные бои символизируют смерть зимы. Есть также мнение, что это поминальная тризна в честь воинов, которая символизирует связь с предками.

- Что вы можете сказать о масленичных песнях?

- Они очень разные и интересные. Когда Масленицу собирают, её величают: «А ты масленица-кривошейка, покатай-ка меня хорошенько», а когда провожают, очень часто на тот же напев поют нецензурные частушки с символикой плодородия. Да и сам облик Масленицы - если уж делают чучело, то это гипертрофированный образ женщины, с большой грудью. Это отнюдь не невинная девушка, которую вдруг сжигают ни за что. Поют так: «Маслена любая моя, было бы табе семь недель, а посту одна».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах