Шаг к гуманизации. Как на Белгородчине работает исправительный центр

Альтернативное лишению свободы наказание – принудительные работы – появилось в России в 2017 году. В Белгородской области исправительный центр при ИК № 4 работает с 2019 года. А в июне 2021 года в Яковлевском горокруге на территории группы компаний, производящих мясную продукцию, открылся участок №1 ФКУ Исправительного центра №1 УФСИН России по Белгородской области для осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ. О том, как работает исправцентр, читайте в материале «АиФ-Белгород».
 

«Здесь открывается другой мир»

В отличие от исправительных работ, где осужденные проживают дома и работают на муниципальных предприятиях, принудительные подразумевают проживание на территории исправительного центра. Об этом рассказали в пресс-службе УФСИН России по Белгородской области.
 
Попасть на принудительные работы могут люди, имеющие первую судимость, и осужденные за преступления небольшой и средней тяжести, а также за тяжкие преступления на срок не более пяти лет и не менее шести месяцев. В основном это угон, кражи, неуплата алиментов, разбой, убийство, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ и другие.
 
«Для тех, кто прибыл сюда из колонии общего режима, здесь открывается другой мир, - объясняет начальник центра Александр Пименов. - Выходные дни они могут проводить за пределами центра. Наша задача – оказать помощь осужденным в социальной адаптации, подготовить их к законопослушной жизни, чтобы человек, отбыв наказание, в дальнейшем мог трудиться и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь».
 
На принудительные работы в исправительный центр осужденные прибывают согласно предписанию территориального органа ФСИН России самостоятельно за счет средств государства. Центр в Яковлевском горокруге рассчитан на 200 человек.
 
«Распорядок дня в исправцентре такой: подъем в шесть утра, завтрак и «убытие» к месту работы. На работу осужденные ходят самостоятельно. Они сами покупают себе еду, готовят и оплачивают жилищно-коммунальные услуги. Мы осуществляем только надзор за осужденными», - комментирует Пименов.
 
По словам начальника УФСИН России по Белгородской области Игоря Видашева, на основе совместной договоренности администрации Белгородской области, УФСИН России по Белгородской области и местной группы компаний, производящих мясную продукцию, был разработан проект трудоустройства осужденных на предприятии.
 
При добросовестном отношении к труду, отсутствии административных правонарушений, примерном поведении и отбытии трети срока обитателю исправцентра по решению начальника могут разрешить проживать дома с семьей. И это еще один стимул для них.
 
 

«Напоминает рабочее общежитие»

Условия жизни в исправцентре достойные. Само здание современное, включает в себя весь необходимый набор помещений: четыре жилых блока, где могут максимально проживать по 50 осужденных, а также комнаты быта, гардеробная для хранения верхней одежды и обуви, прачечная с сушилкой, комнаты уборочного инвентаря, комнаты приема и приготовления пищи, туалеты и душевые кабинки. Каждый из жилых блоков состоит из девяти секций, в которых находятся по четыре и шесть спальных мест.
 
Несмотря на то, что центр больше напоминает рабочее общежитие, – это полноценное режимное учреждение. На входе – дежурная часть с постоянным нахождением сотрудников УФСИН. Все помещения здания оборудованы видеонаблюдением. Один из сотрудников пенитенциарной системы постоянно следит в режиме реального времени за происходящим в центре.
 
В одной из комнат находятся прибывшие из колонии строгого режима осужденные Андрей и Владимир. За добросовестное отношение к труду и хорошее поведение, а также за активное участие в воспитательных мероприятиях суд заменил им меру отбытия наказания принудительными работами.
 
«Здесь можно встречаться со своими родственниками. Можно общаться с ними по телефону. А это очень много значит», - подмечает Андрей.
 
«Мы здесь потихоньку начинаем привыкать к обычной жизни, - делится Владимир. - Что ни говори, но колония – это колония. И мы очень рады, что есть такая инициатива от государства. Я уверен, что для тех, кто решил не повторять ошибок и действительно старается исправить свою жизнь, это отличный выход».
 
Тем не менее, исправцентр не санаторий и не курорт. Осужденный обязан работать на той работе, которую предоставит администрация центра. За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным применяются строгие меры, вплоть до водворения в помещение для нарушителей. За драку, пьянство или употребление наркотиков следует ужесточение наказания. В таком случае из исправцентра осужденный отправится в колонию.
 
 

А можно ли сбежать?

По словам старшего инспектора группы по контролю за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, УФСИН России по Белгородской области Никиты Козенкова, сбежать из исправительного центра никто не пробовал.
 
«Да и куда бежать?», - задаются вопросом в ведомстве. Закоренелых преступников, которые могут совершить новое преступление, сюда не отправят.
 
«Прежде чем направить осужденного в такой центр, с ним проводится комплекс мероприятий, - рассказывает Александр Пименов. - Он должен добросовестно относиться к труду, заниматься в колонии общественной деятельностью. Сюда попадают граждане, не искалеченные тюремной субкультурой. Крупных инцидентов за время работы центра не было, только замечания воспитательного характера – поддержание порядка и чистоты».