С 1 июля троллейбусов больше не будет на улицах Белгорода, так как контракт по пассажирским перевозкам на маршрутах М8, М9/1 и М9/4 не продлевали. Власти считают, что этот вид транспорта не нужен. Мнения горожан, как всегда, никто не спросил.
«Экономически нецелесообразно»
Утром 2 июня на пресс-завтраке с журналистами мэр Белгорода Антон Иванов на вопрос о судьбе троллейбусов заявил:
«Состояние контактной сети и тягловой подстанции критическое, для поддержания, а тем более реновации требуется больше полутора миллиардов рублей. Плюс у нас все троллейбусы уже в достаточно изношенном состоянии, и искать средства только для четырёх маршрутов - это просто нецелесообразно, это слишком большие затраты. Поэтому троллейбусы будут заменены на автобусы на природном газе. Сейчас, если урегулированы санкционные моменты, Минтранс продолжит работу по электробусам - у нас в городе один электробус поездил и показал свою эффективность. Нужно понять, что троллейбусы себя изжили, и для города. и для области нерационально потратить миллиарды, чтобы их просто сохранить - для чего? Для экологии? 100 новых автобусов стоили нам около миллиарда рублей, а тут только на контактную сеть нужно полтора миллиарда. Мы эти деньги можем вложить в развитие дорожной инфраструктуры, в строительство развязок».
Вечером того же дня директор ЕТК Александр Дударенко во время встречи с работниками троллейбусного парка заявил, что троллейбусы в Белгороде изношены на 95%. По его словам, до конца лета контактную сеть демонтируют. На сегодняшний день в Белгороде работает 23 троллейбуса из имеющихся в наличии 38 по трём маршрутам — М8, М9-1, М9-4.
«Чтобы предприятие функционировало, нужно вложить около двух миллиардов рублей», - сказал Дударенко.
Работникам троллейбусного парка уже прислали уведомление о сокращении, им предложили перейти на работу в ЕТК. Трудовой договор с водителями расторгнут 30 августа, но несмотря на это, троллейбусы будет убирать уже с 1 июля, так как контракт по пассажирским перевозкам на маршрутах М8, М9/1 и М9/4 не продлевали.
Кстати, как сказал мэр, с 1 июля полномочия по управлению общественным транспортом переходят на региональный уровень, в министерство транспорта. Не в этом ли всё дело со столь скоропалительным решением по троллейбусам? А по слухам, дело тут отнюдь не в износе сети или машин, а в той огромной территории троллейбусного парка, которая вплотную прилегает к живописному озеру «Болтушка», где можно построить элитный жилой комплекс.
Планов громадье, а в итоге - пшик?
Как и при покупке электробусов, о которых мечтает мэр, тоже придётся вкладывать миллиарды на создание инфраструктуры зарядных станций, а потом вопрос утилизации вредных АКБ как решать?
В Липецке несколько лет назад ликвидировали троллейбусы и купили пять электробусов, которые вскоре сломались и стали на прикол, а счётная комиссия признала их закупку неэффективной. В итоге ни троллейбусов, ни обещанных электробусов жители не получили. Мэр уверен, что у нас будет по-другому?»
Дмитрий Рудов напомнил, что, согласно генплану, первая очередь новых троллейбусов должна была появиться ещё в 2010 году - должны были построить линию-дублёр маршрута № 5 по ул. Николая Чумичова от Белгородского проспекта до ул. Мичурина. Была запланирована и построена троллейбусная линия по ул. Преображенской от ул. Вокзальной до ул. Сумской.
Также в планах была, но не появилась линия троллейбуса от кольцевой развязки улиц Корочанская и Волчанская по ул. Корочанская до кольцевой развязки ул. Корочанская и ул. Константина Заслонова. Ещё одна линия должна была пройти по просп. Ватутина через ул. Автомобилистов и ул. Щорса до кольцевой развязки на «Сити-молле».
И это только первый этап! Согласно второму этапу генплана, с 2010 по 2025 год в Белгороде протяжённость троллейбусных линий должна была увеличиться до 86 км! Увы, всё так и осталось на бумаге. Кто виноват?
На этот вопрос ответ дают сами белгородцы в комментариях названного выше паблика.
Вот только некоторые выдержки: «Власти давно говорили о своём желании закрыть троллейбусы. Если они это сделают, то восстановить их потом будет практически нереально». «Электротранспорт нужно развивать, а не закрывать! Это жизненно-необходимо! Это - будущее!» «Нужно автобусы менять на троллейбусы, а не наоборот! Или что, нам всем задыхаться от выхлопов: меньше народу - больше кислороду?».
Белгородцы напоминают, что бюджет Белгорода в 2021 году стал профицитным, доходы превысили расходы на 143,5 миллиона рублей - уж на контактную сеть хватило бы!
Хотелось бы напомнить не только о генплане, но и о мнении компетентных экспертов. Ещё осенью прошлого года «АиФ-Белгород» с ссылкой на «Белпрессу» приводил мнение специалистов компании «Альтек», которая анализирует систему общественного транспорта в Белгородской агломерации.
Они рекомендуют сохранить троллейбусные рейсы в городе, поскольку существующая троллейбусная контактная сеть позволяет обеспечить перевозку почти на всех ключевых маршрутах. Но троллейбусы все равно придется заменить на новые, с увеличенным расстоянием на автономном ходу. Такие меры приняли во время транспортной реформы в Таганроге, Челябинске, Иваново. Эксперты напоминают, что политика федерального правительства направлена на развитие электротранспорта. В отличии от автобусов, срок службы троллейбусов при правильном уходе составляет до 30 лет.
На пресс-завтраке журналисты говорили мэру о ностальгии: белгороцам трудно представить свой город без троллейбусов. Хочу добавить от себя: недавно я возвращалась из Москвы, поезд в Белгород прибывает в шесть утра, улицы пусты, автобусы появятся на вокзале еще только через полчаса-час - а старый добрый троллейбус уже ждёт пассажиров и везёт их домой...