«Домик с колоннами». Старинную усадьбу Курчанинова в Белгороде не разрушат

Татьяна Черных / АиФ

Про эти два домика на улице Пушкина 17 и 17А в Белгороде в региональном управлении охраны объектов культурного наследия сказали образно: «два маленьких, но гордых здания». Обнесённые со всех сторон стройками и многоэтажэками, много лет законсервированные и постепенно разрушающиеся, эти памятники архитектуры XIX века, известные как «домик с колоннами», несмотря ни на что, выстояли, более того, дождались, наконец, работ по реставрации.

   
   

«Два маленьких, но гордых»

Они и горели, и бомжи в них жили, и писали о них много раз местные СМИ, в том числе и «АиФ-Белгород», — в общем, их можно назвать самыми многострадальными из тех пяти старинных домов в Белгороде, о сохранении которых говорил ещё в 2011 году в беседе с «АиФ-Белгород» наш известный краевед Александр Николаевич Крупенков.

Он тогда напомнил, как в 80-х годах прошлого века в Белгороде собирались сносить, как «заражённые грибком», несколько памятников истории и архитектуры — однако тогда общественность их отстояла, и теперь эти здания украшают город. Это дом купца Селиванова, епархиальное управление, здание костёла и дом купца Вейнбаума, в котором находится областное управление культуры. Александр Николаевич говорил о пяти памятниках архитектуры, нуждающихся в реконструкции. Это дом купца Бабёнкова на проспекте Славы, 44, усадьба графини Ластовской на Кошарах, дом купца Мачурина на улице Чумичова, 57, и два здания усадьбы мирового судьи Курчанинова на улице Пушкина. Дом Бабенкова недавно восстановили, дом Мачурина реставрируют, за дома Курчаниновых тоже наконец принялись, теперь  в городе осталась только проблема с усадьбой Ластовской.

7 октября управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области на своей официальной странице в соцсети «ВКонтакте» опубликовало видео о ходе реставрации. То, как выглядят эти два здания сейчас, — зрелище, конечно, не из радостных. «К сожалению, из-за сложной судьбы зданий объём работ оказался гораздо большим, чем на других объектах, которые реставрировались в нашем городе, — пояснили в управлении. — Именно поэтому, перед тем, как приступить к фасадным работам, пришлось демонтировать все аварийные конструкции. Ждём экспертизы по дереву, чтобы принять решение по возможности дальнейшей эксплуатации каждого бревна. Всем нашим маленьким управлением, да что там управлением, всем городом мы очень переживали и ждали начала проведения работ по сохранению двух маленьких, но гордых зданий, расположенных по ул. Пушкина. И надеемся, что скоро усадьба и канцелярия мирового судьи Курчанинова будут радовать горожан своим обновлённым обликом».

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Ранее,  в  середине сентября,  в управлении сообщили, что на проведение работ по сохранению этих двух объектов культурного наследия согласована научно-проектная документация.

История памятника

Постройки на улице Пушкина, 17 и 17А датируются концом XIX века. Это редкий образец провинциального классицизма. Ансамбль состоит из двух зданий: жилого дома и флигеля-канцелярии, которые в настоящее время признаны объектами культурного наследия регионального значения.

   
   
Канцелярия и усадьба судьи Курчанинова, 1970–1980-е гг. Фото: Управление гос охраны ОКН Белгородской области

Здание канцелярии имеет высокий цоколь, оштукатуренные деревянные стены и четырехколонный портик в дорическом стиле на главном фасаде. Первый этаж кирпичный, второй — деревянный. Оба здания объединены кирпичным забором и столбами ворот.

Это была городская усадьба губернского секретаря, мирового судьи Курчанинова. Курчаниновы были известными людьми и благотворителями, жертвовавшими большие суммы, в том числе на расположенный по соседству один из древнейших в городе храмов — Успенско-Николаевский.

Более подробно об этом комплексе рассказывает «Вестник БГТУ» в исследовании, посвящённом его реконструкции: «Здания канцелярии и городской усадьбы мирового судьи Курчанинова в Белгороде являлись образцом провинциального классицизма. История ансамбля началась с расположения на его месте деревянного дома семьи Василия Дренякина — родственника генерала-лейтенанта Дренякина. Позже, на месте деревянного дома, его сын построил в середине 19 века дом для своей семьи.

Александр Петрович Курчанинов — помещик, дворянин, мировой судья — стал владельцем дома только 10 мая 1905 года. Усадьба состояла из двух зданий: жилого дома и канцелярии, была расположена на углу улиц Разина (бывшая ул. Никольская) и Пушкина (бывшая ул. Батальонная) рядом с приходскими храмами Успенско-Николаевским и Покровским. Местоположение усадьбы Курчанинова в застройке ул. Пушкина играло важную роль, так как жилой дом замыкал композиционную ось улицы с южной стороны и „держал“ угол застройки на пересечении ул. Разина и Пушкина. Именно поэтому в архитектурной композиции главного фасада присутствуют парадность и строгость одновременно».

После Октябрьской революции Курчанинов эмигрировал за границу, жил в Сербии, а его дом был отдан под жилые квартиры неимущим гражданам, в результате чего часть комнат была перегорожена; со стороны западного фасада пристроены два тамбура.

  Оба здания усадьбы должны быть сохранены, в соответствии с законом Белгородской области от 13.11.2003 г. № 97 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Белгородской области» и Положением об управлении культуры Белгородской области, утвержденным распоряжением правительства Белгородской области от 28.07.2006 г. № 90-рп.

Долгие годы здание пустовало, восстанавливать его хотели начать ещё в 2011 году, однако десятилетие там так ничего и не сделали. В 2000-х здание принадлежало городской администрации, затем было отдано строительной компании, потом опять аминистрации, в 2018 году его выкупили частные собственники.

Как идут работы?

«Сейчас собственники обоих зданий — физические лица, — поясняет „АиФ-Белгород“ руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области Алексей Чернявский. —Изначально у них были серьёзные намерения по восстановлению этих объектов, но после эпидемии ковида их финансовая ситуация изменилась. Нам пришлось выдавать им предписание о необходимости реставрации, поскольку здания с каждым годом сильно ветшали, в конечном итоге мы были вынуждены идти в суд и требовать исполнения предусмотренных законом охранных обязательств. Судебное решение было вынесено в нашу пользу — понуждение собственников в судебном порядке произведено, и он начал работы».

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Сейчас для строителей главное — решить вопросы конструктивные, чтобы здание было безопасно с точки зрения эксплуатации.

«В домах обнаружили гнилые венцы, гнилые бревна, и под окнами, и по стенам, и просадка здания серьёзная, даже не оттого, что оно десятилетиями стояло в запустении, а просто уже истёк срок его эксплуатации, — поясняет Алексей Сергеевич. — Дранка, штукатурка — это всё это будет восстановлено, это всё просто отделочные слои и материалы, и под ними не было видно, какое на самом деле состояние брёвен, основы здания, потому их и пришлось удалить на начальном этапе реставрации. И стены, скорее всего, придётся фрагментами даже перекладывать, 7 октября мы как раз обсуждали это на объекте с авторским надзором, с подрядчиком, с собственником. В целом там все работы идут в нужном направлении, под нашим надзором, под контролем экспертов. Восстановление будет идти по разработанному и утверждённому проекту, и только там, где невозможно сохранить старые материалы, будут использованы новые, где невозможно починить, придётся заменить. Естественно, даже если кровля будет новая и стропильная система будет новая — они будут сделаны по таким же принципам, что и старые, из дерева, и дом будет так же обит дранкой, отштукатурен. Строители придерживаются тех технологий, которые должны быть при реставрации. Сейчас проводится экспертиза древесины, насколько она возможна к сохранению и сможет ли считаться конструктивным несущим элементом здания, можно ли её дальше эксплуатировать. Восстановление идёт за счёт средств собственника, он разработал проектную документацию, заказал её у белгородских проектировщиков, имеющих лицензию на проведение таких работ».

Научное руководство работами на объекте осуществляет авторский надзор, это обязательное требование закона, и его выполняют. Научный руководитель работ — Алексей Владимирович Дроздов, известный белгородский эксперт, специалист по историко-культурной экспертизе, имеет аттестацию министерства культуры РФ.

Собственники наняли строителей, которые ведут работы, тоже из лицензированной организации, у них, судя по документам, есть нужные квалификации и знания. Ну а по факту самого состояния обоих зданий — сейчас они расчищены до конструктива, обнаружены еще архитектурные элементы, которые были первоначально, а со временем были замазаны, на углах здания. Этот первоначальный декор будет восстановлен в том виде, в каком он был. О сроках завершения реставрации пока ничего нельзя сказать — работы ещё предстоит очень много.