«Сессию сдавала в машине». Студенты - о совмещении онлайн-учебы и работы

Из-за пандемии коронавируса вузы по всей стране временно перешли на дистанционную учебу. Возможностью учиться удаленно студенты воспользовались по-разному. Одни с головой ушли в науку, другие решили выспаться впрок, а третьи ударились в работу.

   
   

Во Всероссийский день студента, который отмечается 25 января, «АиФ-Белгород» поговорил с работающими студентами и узнал, как у них получается совмещать дистанционную учебу и работу.

«В ущерб учёбе не работаю»

Фото: Из личного архива/ Иван Бражников

Иван Бражников учится на первом курсе магистратуры Института инженерных и цифровых технологий БелГУ и работает баристой.

«В кофейне сейчас не очень большой поток гостей, и у меня есть много времени для самообучения, - говорит Иван. - Особо планированием времени я не занимаюсь. Просто смотрю расписание пар и прошу начальство составить график под расписание, насколько это возможно. Пока проблем с учебой и преподавателями не было, нам с первого семестра предложили свободное посещение. Я считаю, что институт должен идти навстречу работающему студенту только в оформлении свободного посещения. А вот экзамены и зачеты студент должен сдавать так же, как и его одногруппники, независимо от того, работает он по профессии или нет».

Третьекурсник БелГУ Андрей Шилин учится на журналиста и работает в молодёжном журнале «ОнОнас» корреспондентом. Говорит, что учёбу и работу совмещать несложно – обычно он итак трудится на четверть ставки, а с дистанционной учебой времени на работу стало ещё больше.

Фото: Из личного архива/ Андрей Шилин

«В ущерб учёбе не работаю. Она пока что на первом месте, а работа – это своеобразное продолжение учёбы, просто в поле. Никакие планеры по тайм-менеджменту не веду, не умею. Самые важные задания записываю в календарь на телефоне. А ещё у меня в комнате стоит маленькая магнитная доска, там записываю материалы, которые нужно сдать в журнал — потом отмечаю галочкой, - рассказывает об организации процесса Андрей. - Я не видел, чтобы преподаватели прямо шли навстречу мне из-за того, что я работаю. Но я этого не требую, и до этого не доходит. Наверное преподаватели все равно помогают, просто я не замечаю. Мы иногда разговариваем о наших материалах или обсуждаем чужие. Так что в университете помогают, но это не про поблажки, а про развитие навыков».

   
   

К тому же, говорит студент, университет помогает с поиском работы. Одни находят постоянное место во время прохождения практики, другие — по объявлениям, которые работодатели направляют на кафедры.

«Не хватает сна, особенно в период сессии»

Фото: Из личного архива/ Арина Морозова

Арина Морозова изучает социологию в Институте общественных наук и массовых коммуникаций БелГУ. У девушки сразу несколько подработок: оператор по доставке еды, администратор в салоне красоты, мастер по уходу за волосами.

«По специальности студенты-социологи всегда могут подзаработать, поучаствовав в социологических исследованиях. Практиковаться в период учебы круто, - рассказывает девушка. – Совмещать тяжело, но мне уже привычен такой активный ритм жизни. Не хватает сна, особенно в период сессии. Допустим, я на работе 12 часов и ночью, вместо того, чтобы отдыхать, я садилась за билеты, курсовую, статьи, а утром опять на работу. Особенно тяжело, когда тебе ставят экзамен или зачёт в рабочий день. Из-за нескольких подработок мне очень тяжело меняться, поэтому эту сессию я буквально сдавала в гардеробных, коридорах, подвалах, в машине и многих других интересных местах. Да, тяжело, но мне уже даже нравится такой ритм. Перед сном думаю о том, какая я молодец, подбадриваю себя».

По мнению студентки, любая работа не проходит без ущерба учебе. Но она старается подстраиваться и планировать свой график на месяц вперёд.

«За весь период обучения у меня ни разу не было такой ситуации, чтобы я какие-то промахи по учебе пыталась объяснить работой. Или чтобы преподаватель сжалился надо мной. Даже смешно думать об этом. Я сама выбрала работать во время учебы, зная, что будут сложности. Преподаватель, мне кажется, не должен особо акцентировать на этом внимание. Это нечестно, - считает Арина. - В целом преподаватели всегда идут навстречу студентам, независимо от того, работают они или просто так филонят. Как говорится, если человек хочет, он делает, не хочет - ищет причины. И если ты хочешь как-то изменить картину своих оценок (особенно перед сессией), то в большинстве случаев для это всегда есть возможность. Я не хочу бросать учёбу, поэтому делаю все возможное для того, чтобы сохранить хорошие результаты и продолжать обучение».

По мнению Арины, было бы проще, если бы вузы официально относились к рабочим студентам лояльнее, но такой подход она не считает справедливым.

«Конечно же, бывают разные ситуации, почему студенты идут работать, но в большинстве случаев они сами принимают такое решение, их никто к этому активно не призывает. Конечно, если критическая ситуация заставляет работать, учеба в принципе отходит на задний план. Я могла бы продолжать спокойно учиться и быть на обеспечении родителей, но мне хотелось большего. Поэтому я и решила, что буду работать, чтобы реализовывать свои «хотелки».

«Преподаватели идут навстречу»

Фото: Из личного архива/ Ольга Сидорова

Четверокурсница факультета журналистики Ольга Сидорова говорит, что ей повезло, ведь работает она по профессии.

«После практики на втором курсе меня взяли работать корреспондентом в сетевое издание. Раньше у меня уже была работа, связанная с профессией, - я была фотокорреспондентом в одной из пресс-служб. Получается, уже два года как я в профессии, - говорит девушка. - На мой взгляд, совмещать работу и учёбу очень тяжело. Я перфекционист до мозга костей, стремлюсь везде всё успевать, чтобы всё было сделано идеально. Я искренне восхищаюсь людьми, которые гармонично сочетают учёбу и работу без ущерба для своего здоровья. Я бы тоже хотела этому научиться».

Чтобы все успевать, студентка завела планер, где на каждый день расписаны ее дела по учёбе и рабочие моменты. Правда, всегда придерживаться плана бывает сложно - усталость даёт о себе знать.

«Я не могу работать в ущерб учёбе, мне важно получить образование и диплом. Также я понимаю свой долг как работника и стараюсь выполнять все поставленные передо мной задачи, - делится молодой журналист. - Преподаватели на нашем факультете не против того, чтобы студенты работали, и часто идут навстречу. Также есть возможность свободного посещения. Однако на дистанционном обучении получать его не вижу смысла: выходить на пары можно прямо с рабочего места и без пропуска занятий. Да и свободное посещение не освобождает студента от всех заданий, рефератов и проектов, которые он должен выполнить для сдачи зачётов и экзаменов. В целом, я считаю, что в будущем университеты должны сделать уклон на получение студентами практических навыков. Например, выделить теоретические и практические дни на каждой неделе. На теоретических студенты будут ходить на лекции, обсуждать изученные темы с преподавателями, а в практические дни - работать прямо в редакциях. Такая система работает во многих зарубежных университетах».

«Меня воспитали самостоятельной»

Фото: Из личного архива/ Анастасия Бочарова

Анастасия Бочарова учится на специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» и работает в бьюти-сфере. За последний год она сменила несколько подработок, а как только началась дистанционка, даже начала работать в партии и стала уполномоченным представителем в регионе.

«После выборов я решила для себя, что мне приносит удовольствие делать девочек прекрасными и что я выберу хобби по душе и превращу его в работу. Мне не тяжело совмещать учебу и работу, я всегда найду лазейки, даже если появится возможность где-то схитрить во благо, я вряд ли упущу шанс. Я понимаю, что мое образование мне пригодится в дальнейшем. Например, я не буду бояться открывать своё дело, ведь все юридические вопросы я смогу решить сама», - рассуждает студентка.

Она ведет планер для дел и старается придерживаться своего расписания. А вот дистанционный формат обучения девушке не нравится – ей больше по душе ходить на пары в университет.

«Даже на первом курсе, когда я работала в «Макдоналдсе» и одновременно делала прически, я очно ходила на пары и сдавала сессию на «отлично». Без единой четверки. Это было жестко. Но я горжусь таким опытом, - рассказывает Анастасия. - Преподаватели не идут на встречу. Ни разу меня не оценивали лояльнее, чем тех, кто не работает и находится на обеспечении родителей. Все равны. И я не скажу, что это плохо. В голову сразу приходит картинка - стоят три парня перед забором и пытаются посмотреть футбол, у них одинаковые тумбы, но у всех разный рост, и получается, что кто-то видит все, а кто-то ничего. Так выглядит равенство, а не справедливость. Но это мой выбор. Я очень люблю родителей и благодарна, что они воспитали меня самостоятельной. Всегда нужно оставаться человеком, какая бы ситуация не была».