«Земляки погибли на глазах»: белгородцы — о жизни в приграничье

Белгородец Алексей Ковалёв. © / Екатерина Добринская / АиФ

«Вынужденно покинувшие приграничные территории» — так называют белгородцев, которым пришлось оставить свои дома в родных сёлах из-за постоянных обстрелов. Жители села Староселье Краснояружского района, где действует режим ЧС, рассказали «АиФ-Белгород» о жизни в приграничье, переезде и выборе нового жилья.

   
   

Село Староселье находится в западной части Белгородской области. Населённый пункт не просто находится возле границы, а примыкает к ней — по окраине села проходит государственная граница России с Украиной. По официальным данным, до эвакуации в Староселье проживало 158 человек.

«В Староселье прошла жизнь»

Татьяна Савченко родилась и выросла в Староселье. Вместе с семьёй она жила в небольшом доме, построенном ещё в 1960-х годах. Повзрослев, женщина уехала из родного села и работала на Украине, но спустя время вернулась, чтобы ухаживать за пожилыми родителями. Отец Татьяны скончался два года назад, поэтому в селе белгородка осталась жить вместе с матерью.

По словам Татьяны, первые обстрелы села со стороны Украины начались ещё в феврале. Дом семьи Савченко тоже попал под обстрел. Несмотря на опасность, селяне продолжали жить и вести хозяйство, сажать огороды. Однако в июле дальше находится в Староселье было невозможно.

«Двоих земляков разорвало миной у меня на глазах. Машина взорвалась и сгорела, людей разнесло на мелкие части», — сдерживая слёзы, вспоминает Татьяна.

Татьяна с мамой приехали в Красную Яругу — административный центр района. Савченко поселились в пункте временного размещения. Белгородка рассказала, что условия в нём были комфортные, жителей хорошо кормили, но всем хотелось домой.

«Дом есть дом», — подчеркнула женщина.

   
   
Татьяна Савченко Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

Два месяца назад в пункте временного размещения мать Татьяны скончалась.

«Когда моя мама умирала, то очень просилась домой. У нас там кладбище: похоронен отец, родная сестра мамы, её брат — все там. В селе прошла жизнь, но возвращаться в него нельзя: Староселье полностью заминировано», — рассказала белгородка.

«В наше село прилетело 15 мин»

Односельчанин Татьяны Алексей Ковалёв прожил в Староселье практически всю жизнь. Белгородец отчётливо запомнил первый миномётный обстрел населённого пункта.

«Без двадцати пять утра... В наше село прилетело 15 мин», — рассказал мужчина.

Белгородец оставался жить в селе, несмотря на регулярные обстрелы. Только после решения муниципальной комиссии по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций ввести в Староселье с 27 октября режим ЧС, Алексея Ковалёва вместе с остальными жителями эвакуировали. С тех пор мужчина снимал в Краснояружском районе квартиру.

Алексей не знает, в каком состоянии сейчас находится его дом — въезд в Староселье запрещён. Но белгородец надеется, что в будущем сможет посещать родное село, использовать дом как дачу и работать на земельном участке.

«Зимой жить в новой квартире, а лето проводить в сельском доме, как на даче, — было бы здорово», — рассказал Алексей.

Новый дом

Татьяна Савченко прожила в ПВР больше десяти месяцев, Алексей Ковалёв — около полугода в съёмной квартире. На торжественной церемонии 27 апреля им и ещё 40 белгородским семьям вручили ключи от долгожданного нового жилья.

Квартиры жителям подбирали согласно квадратуре их домов, которые находятся в зоне ЧС. Татьяна и Алексей выбрали квартиры в многоквартирном доме на улице Ачкасова, 2 в микрорайоне «Восточном». Теперь односельчане станут соседями по дому.

Дом, который выбрали жители Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

Белгородцы остались довольны своим выбором: красивый район, новые дом, просторные квартиры. В ближайшее время глава администрации Краснояружского района поможет жителям с мебелью: власти с участниками ДНД вывезут сохранившуюся мебель из Староселья, либо закупят основную мебель.

«Очень благодарны нашей администрации. Нам предлагали разные варианты, каждому подбирали жильё индивидуально: кто в домах хочет, кто в квартирах. Сделали всё, чтобы уменьшить наше горе», — поделилась женщина.

Татьяна Савченко Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

Жители также рассказали о своих планах. Татьяна — пенсионерка, но привыкла работать и не сидеть без дела. В Белгороде женщина надеется найти себе занятие и начать новую жизнь. Алексей хочет устроиться по профессии, белгородец — садовод. Губернатор Вячеслав Гладков обещал ему помочь найти работу и подчеркнул, что вопросов по озеленению города очень много.