Повысили на бумаге? Педагогам школы искусств урезали стимулирующие выплаты

26 января в паблике соцсети «ВКонтакте» «Разумное on-line» появилось видеообращение преподавателей Разуменской детской школы искусств им. А.В. Тарасова к губернатору Белгородской области Вячеславу Гладкову по поводу их заработной платы. По словам учителей, им урезали стимулирующие выплаты. «АиФ-Белгород» разбирался в ситуации.
 

Там добавили, тут забрали?

«В декабре 2020 года Белгородская область - одна из первых в стране - публично заявила о повышении на 20% зарплат преподавателям, в том числе и дополнительного образования, - говорят педагоги в своём обращении. - Однако в Белгородском районе преподавателям повысили не заработную плату, а базовый оклад, при этом стимулирующую часть урезали. А с января 2022 года - снова понижение, и здесь уже преподаватели ощутили реальное снижение заработной платы на сумму от тысячи до десяти тысяч рублей. Нам говорят, что стимулирующая часть не гарантированная и её можно не выплачивать. Наша задача - заниматься воспитанием детей, а не устраивать гонку по зарабатыванию денег. Дайте нам возможность использовать свои знания с достойной зарплатой - и мы вам дадим воспитанное и образованное поколение. Или нашему государству это не нужно? Не повышайте заработную плату путём перекладывания денег из левого кармана в правый - по пути они теряются. Мы не простим увеличивать зарплату - мы просим не забирать заработанное.
 
В комментариях к обращению жители региона в поддержку преподавателей писали, что подобная ситуация сложилась не только в Разумном.
 
При этом администрация Белгородского района там же в соцсетях ответила, что «вопросы, поднимаемые в видеообращении, неоднократно рассматривались и проверялись несколькими инстанциями: департаментом образования и департаментом финансов Белгородской области, областным управлением культуры, районной контрольно-счетной комиссией, Трудовой инспекцией Белгородской области. Средняя зарплата педагогов в Разуменской ДШИ за 2021 год составила 45562 рубля. Нарушений по поднимаемым преподавателями вопросам не выявлено».
 

Сколько было денег?

«Коллективное обращение преподавателей Разуменской детской школы искусств поступило и в мою приёмную, эта ситуация длится уже почти год, - комментирует депутат поселкового собрания городского поселения «посёлок Разумное» Екатерина Долгова. - Я подготовила
обращения в прокуратуру Белгородского района, в котором прошу выяснить, почему постановление правительства региона № 581 от 28.12.2020 года вступило в действие с 1 декабря 202 года, а в Белгородском районе его приняли к исполнению только два месяца спустя, с 1 февраля 2021 года. Ведь, согласно 131-му федеральному закону, это постановление обязательно к исполнению для всей нижестоящих структур, то есть для муниципалитетов. Также я прошу выяснить, какой объем бюджета Белгородский район заложил на 2021 год именно на разуменскую школу искусств - если объём средств не отличается от 2020 года, тогда о каком повышении речь?»
 
А ещё, по словам Екатерины Долговой, ей так и не удалось выяснить, какова стоимость одного балла стимулирующих выплат, причёсм об этом не знают и сами работники ДШИ.
 
«Указанная администрацией сумма заработной платы педагогов кажется высокой, но там не сказано, что люди работают на полторы-две ставки, чтобы хоть как-то достойно существовать и при этом учить детей, - говорит депутат. - Будем ждать, что ответит прокуратура».
 

«Верить никому нельзя?»

Развернутый комментария к ситуации дал для «АиФ-Белгород» педагог Разуменской ДШИ, председатель первичной профсоюзной организации Александр Попов:
 
«Это проблема не только нашей школы - можно сказать, это проблема на государственном уровне, - говорит он. - В статье 129 Трудового Кодекса РФ есть понятие, что такое заработная плата - в неё входит гарантированная часть, то есть оклад, и компенсационные, стимулирующие, премиальные выплаты. То есть законодатель ввёл такую форму - стимулировать нас к работе. Мы как педагоги в своё время получили дипломы о том, что мы можем вести преподавательскую деятельность в дополнительном образовании школьников. Но ввиду спада экономики цены растут, и нужно как-то регулировать и компенсировать заработную плату. И по новой системе оплаты труда стимулирующие выплаты передали на усмотрение работодателя, хотя нигде документально это не написано ни на муниципальном, ни на областном уровне.
 
Теперь работодатель заключает с работниками и профсоюзом трёхсторонний коллективный трудовой договор. Мы создали в школе свою первичную профсоюзную организацию, чтобы отстаивать свои права. В трудовой договор входит и положение об оплате труда, о стимулировании, все критерии которого были проработаны, и мы несколько лет работали по нему, нас это устраивало - преподаватели зарабатывали по 200% и более стимулирующих выплат - это проценты к окладу, а поскольку оклад был низкий, около десяти тысяч рублей, то получалось у многих два оклада и более. Для нас основные критерии для получения стимулирующих выплат - это успехи наших детей, их участие и победы в творческих конкурсах. 
 
В последнее время нас стали говорить, что участвовать наши воспитанники должны только в значимых конкурсах, которые определяют в управлении культуры области, где есть методический кабинет, который законодательно вообще не имеет к нам и нашему заработку никакого отношения, его задача - оказывать методическую помощь педагогам. Но мы ездим на конкурсы - и надо понимать, что это происходит за средства родителей, а участие в конкурсах становятся год от года всё более дорогостоящим.
 
Но после повышения на 20% наших окладов в 2020 году ситуация начала меняться в худшую сторону, поскольку стимулирующие выплаты стали сокращать. После нашего видеообращения с нами встретился министр культуры области Константин Курганский, который подтвердил, что стимулирующие выплаты должен определять сам коллектив - но выяснилось, что в нашей школе самого стимулирующего фонда практически нет. Суть в том, что бюджеты школ не субсидируют, в итоге оклады повышают за счёт наших же заработанных стимулирующих. Два человека в прошлом году с этим не согласились, одного преподавателя руководство уволило, по суду мы её восстановили, но именно на уменьшение стимулирующей части и суд, и трудинспекция закрывают глаза, мотивируя тем, что стимулирующая часть не обязательна и не гарантирована.
 
В среду 2 февраля нам предложили три новых варианта оплаты труда, и во всех трёх вариантах на десять-12 тысяч уменьшается стимулирующая часть заработной платы. Люди в растерянности, не знают, что делать. Четверо преподавателей не подписало дополнительное трудовое соглашение с этими изменениями, нам даётся теперь два месяца, после мы должны или согласиться, или уволиться. 
 
7 февраля все преподаватели получили новое уведомление о том, что с апреля 2022 ода стимулирующие урежут ещё на 15%. Всё потому, что денег нет¸ поскольку бюджет нашей школы искусств в этом году увеличился только на 0,4% - то есть снова оклад поднимут, как требуют областные власти, а стимулирующие урежут, хотя никаких правовых основ для этого нет. И такая ситуация ведь не только у нас, а по всем школам, везде преподавателям говорят: не хотите - не работайте. А потом Курганский на совещании приводит статистику о нехватке кадров для дополнительного образования! Получается, к чему нас подбивают - к забастовке, что ли?
 
Руководство области должно разобраться с этой ситуацией и не обманывать людей! Надзорные органы должны выяснить, нарушены ли нормы трудового права, законно ли поступил руководитель организации, урезав стимулирующие выплаты? Получается, что верить никому нельзя, сплошной обман? Творческого настроения у коллектива нет, люди ведь в правовом поле не так уж грамотны, у многих семьи, кредиты, ипотека, всем надо как-то жить».
 
«АиФ-Белгород» направил официальный запрос о ситуации в министерство культуры Белгородской области. Будем следить за развитием событий.