Хроники приграничья. Что пережила Белгородская область за год СВО

Александр Лобынцев / Из личного архива

Белгородская область, так сложилось исторически – регион порубежья. В XVII веке здесь проходила Белгородская черта, охраняющая границы московского государства. В XXI веке с началом СВО наш регион вновь стал не просто приграничным, а прифронтовым. «АиФ-Белгород» в годовщину начала СВО вспоминает  события, которые нам всем пришлось пережить.

   
   

Общая протяжённость границ региона составляет около 1150 километров, из них с Украиной —почти половина. И если посмотреть на карту России и Украины, то видно, что Белгородчина как бы врезается в территорию сопредельного государства – из-за такого географического положения с началом СВО нам и достаётся больше всех.

Началось с Журавлёвки

С началом спецоперации белгородцы ринулись на заправки и в магазины закупать бензин и продукты. Власти несколько раз заверяли, что и топлива, и еды хватит на всех, так что ажиотаж вскоре спал. Но желание покинуть регион и уехать подальше от обстрелов в течение всего года одолевало многих – по данным Росстата, в январе-августе 2022 года регион покинули 33,8 тысяч человек.

Кстати, накануне, 22 февраля, на Белгородчину прибыла поездом первая организованная группа беженцев  Донбасса, чуть больше 500 человек, в основном женщины и дети, старики. Беженцы за год тоже стали неотъемлемой реальностью жизни нашего региона. Именно Белгородчина первой принимает тех, кто бежит из сопредельного государства, помогает чем может.

Первые беженцы. Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Тех, кто приехал с Донбасса, расселили в гостиницах и санаториях, позже, ближе к лету, появился и большой палаточный лагерь – пункт временного размещения (ПВР), куда попадают в основном те, кто сами добрались из харьковских и луганских сёл и деревень. В ПВР им в течение нескольких дней помогают прийти в себя, получить всё необходимое и отправиться дальше вглубь страны.

Пункт временного размещения. Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Буквально с первых дней СВО обстрелам начали подвергаться приграничные населённые пункты, прежде всего сёла Журавлёвка и Нехотеевка Белгородского района. Расстояние от Белгорода до Журавлёвки по трассе – 43 километра, до Нехотеевки 37 километров. От Журавлёвки до границы с Украиной – всего два километра. Въезд туда гражданским сразу закрыли, ввели режим ЧС, жителей, всех, кто захотел, отселили в гостиницу в Белгород.

Кто-то не захотел уезжать, бросать хозяйство, остался, но таких единицы. Переселенцы живут в гостинице уже год, и именно им направлена первая федеральная помощь, выделенная региону после встречи президента Владимир Путина с губернатором Вячеславом Гладковым 24 января текущего года. 9,4 млрд. рублей федеральных средств, по словам губернатора, уже поступили в регион. Они будут направлены на приобретение или строительство нового жилья для тех, кто остался бездомным после обстрелов ВСУ.

   
   

23 марта 2022 года во время обстрела в Журавлёвке пострадали три человека – первые, но далеко не последние мирные люди, ставшие жертвой ВСУ. Во время встречи с президентом в январе 2023 года губернатор сообщил, что за всё время обстрелов в регионе погибли 25 человек. Ещё 96 жителей получили ранения разной степени тяжести. Три человека погибли в феврале этого года, причем одна из жертв– девочка 12 лет, погибшая при обстреле села Новая Таволжанка Шебекинского горокруга в минувшее воскресенье, 19 февраля.

Атаки на инфраструктуру

За время СВО от обстрелов с той стороны страдали не только люди и жилые дома, но и инфраструктурные объекты. Ещё в марте 2022 года атаковали нефтебазу на востоке города. Пожар был страшным, его тушили почти двое суток всеми силами МЧС.

Пожар на нефтебазе. Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Ракетными ударами за этот год ВСУ разрушили предприятие в Борисовке, атаковали ТЭЦ под Белгородом, разбили другие промышленные и сельскохозяйственные постройки в Белгородском районе, Шебекинском и Валуйском городских округах, не говоря уже о торговых и социальных объектах.

Грайворонский городской округ – самый западный в Белгородской области. С 14 по 18 апреля 2022 года там подверглись обстрелам как приграничные сёла, так и крупное село в центре округа – Головчино. Это примерно в 20 километрах и от украинской границы, и от самого Грайворона – центра округа. В Головчино пострадали 76 домовладениий, в основном были выбиты стёкла, осколками посекло автомобили.

Не нужно забывать, что Белгородчина – регион сельскохозяйственный, а весна – время посевной. Так вот белгородские аграрии приграничных территорий, несмотря на обстрелы, не только подготовили и провели посевную, но и собрали в 2022 году небывалый урожай – более четырёх миллионов тонн зерна! А чтобы поля не горели из-за падающих снарядов, по приграничным территориям несли дежурство и пожарные, и добровольные народные дружины – их героизм и неоценимую помощь отмечал, подводя итоги года, глава регионального МЧС Сергей Потапов.

Белгород под обстрелами

Самое трагическое событие для жителей Белгорода - это падение осколков ракеты, сбитой ПВО, на центр города, в частный сектор  в ночь со 2 на 3 июля. Загорелся дом, пострадали и погибли люди. Жертвами стали пять человек – один гражданин РФ и четверо граждан Украины, в том числе 16-летний подросток. Как выяснилось позже, это семья, которая приехала из Харьковской области, спасаясь от боевых действий – но они настигли их и здесь.
Обстрел Белгорода. Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Весь этот квартал со старенькими одноэтажными домами позднее пришлось снести - стены домов не выдержали ударной волны. В соседних пятиэтажках повыбило окна. Восстановили всё быстро, дворы и соседнее общежитие отремонтировали. На образовавшемся пустыре власти пообещали построить детский сад.

С осени атаки на регион усилились. Причём если раньше обстрелы проходили в основном в ночное время, то теперь и днём, как по расписанию. 13 октября в Белгороде осколки снаряда, сбитого ПВО, упали на 16-этажный дом на улице Губкина. Просто чудо, что обошлись без пострадавших. Повредило верхний и технический этажи.

Пострадавшую многоэтажку уже отремонтировали, люди вернулись в свои квартиры. Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Уже через день, 15 октября, начались восстановительные работы. Это район плотной многоэтажной застройки, рядом гипермаркет, крытый рынок, детская поликлиника. Сейчас все жители уже вернулись в свои квартиры.

Пожар на подстанции. Фото: Telegram-канал/ Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков

А 18 декабря 2022 года областной центр попал под такой сильный обстрел, что жители города впервые с начала СВО начали получать от МЧС смс-оповещения об обстреле.

Как живут приграничные районы

С конца октября и по настоящее время не прекращаются обстрелы Шебекинского городского округа, который к границе ближе всего. Днем 22 октября 2022 года обстрел был настолько сильным, что власти запустили на улицах сирены и оповещение, МВД вывело машину с громкоговорителем.

Обстреливали густонаселённый жилой сектор, пожар начался в торговом центре, предупреждения не помогли – пострадали 14 человек, из них двое погибли, в том числе 14-летний ребёнок. И уже в этом году весь февраль, чуть ли не каждый день, под обстрел попадает какое-нибудь из приграничнывх сёл этого горокруга.

В конце октября власти Московской области предложили белгородцам из обстреливаемых районов приехать в ПВР, организованные в подмосковных санаториях. Около 500 человек, прежде всего шебекинцы - мамы с детьми, пожилые люди - приняли приглашение. В середине февраля текущего года в вечернем прямом эфире губернатор Гладков в который раз выразил благодарность всем тем, кто принял белгородцев – люди там так и живут до сих пор.

Нелегко и ещё одному приграничному городскому округу – Валуйскому, который тоже близок к купянскому направлению. Обстрелу с осени подвергались как сёла округа, так и сами Валуйки – здесь 16 сентября российские ПВО сбили над городом ракету «Точка-У».

Разрушения в Валуйках. Фото: Telegram-канал/ Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков

От осколков и взрывной волны пострадали строения и люди. В этот же день при обстреле на улице Школьной было повреждено 89 домовладений. Сейчас практически все уже восстановили.

В районах Белгородской области с осени приступили к установке защитных сооружений. Об этом сообщил Гладков и выложил фотографии – ряды бетонных конусов вдоль дорог, которые власти назвали новой «засечной чертой».

Засечная черта. Фото: Telegram-канал/ Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков

Жизнь продолжается

Наверное, каждый белгородец собрал в этот год «тревожный чемоданчик» с самыми необходимыми вещами, документами и лекарствами. Каждый внимательно изучил видеопамятку, которую выпустило Управление ГО и ЧС Белгорода – как вести себя при обстреле. В городах в многоэтажках создали укрытия, трафаретные надписи на домах указывают, где их искать. В приграничных муниципалитетах, а также в Яковлевском горокруге и в Белгороде школьники и студенты с осени учатся дистанционно.

Очень важно, что региональная и муниципальная власть - постоянно на связи с населением. Такого раньше не было. Тут и  приём обращений через соцсети, и прямые эфиры, которые ежедневно проводит не только губернатор, но и главы всех муниципалитетов. Любой прилёт в город или село - и губернатор с главой муниципалитета едет туда, встречается с людьми - в жителей это вселяет уверенность, что их не бросят. Обещают восстановить повреждения - и восстанавливают, и довольно быстро,  за счет областных средств. Восстановительные работы не ведутся только в сёлах с режимом ЧС, пока ситуация там не улучшится.

Белгородчина, как и все регионы страны, с 21 сентября пережила частичную мобилизацию – разве что, мобилизованные белгородцы пошли с гораздо большей мотивацией, чем жители других, отдалённых от зоны СВО регионов.

С 19 октября в восьми приграничных регионах РФ, в том числе и в Белгородской области, ввели «средний уровень реагирования», соответствующий указ подписал президент Владимир Путин. Также в регионе объявлен «жёлтый уровень террористической опасности». С 24 февраля 2022 года закрыт белгородский аэропорт. В регионе действует оперативный штаб.

«Много планов у области, жизнь продолжается, - сказал Вячеслав Гладков в обном из своих недавних видеообращений. - Добываем руду, выплавляем металл, готовимся к весенним полевым работам. Планов много, ни от каких отказываться не планируем».