«Не только церковный инструмент». Музыкант — об игре на органе

Тимур Халиуллин / Из личного архива

В Международный день культуры, который празднуется 15 апреля, музыкант Белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин рассказал «АиФ-Белгород» о том, почему билет на органный концерт — это лучший подарок, и нужно ли воспринимать орган не только как церковный, но и светский инструмент.

   
   

Важен не город, а инструмент

Мария Зуборева, «АиФ-Белгород»: Тимур, вы родились в Ижевске, а учились в Санкт-Петербурге. Почему вдруг решили переехать в Белгород?

Тимур Халиуллин: Меня никогда не волновал сам город, в котором я хочу жить. Я выбирал именно орган, на котором хочу играть. Поэтому в итоге я переехал в Белгород. До переезда сюда я вообще не знал, где находится этот город.

Здесь у меня есть возможность играть на органе днями и ночами. Я спокойно езжу и гастролирую по всей стране и за её пределами. Поэтому можно сказать, что Белгород – место, где я репетирую и храню вещи. Вся моя жизнь – от концерта до концерта.

К тому же и сам Белгород, когда я сюда перебрался, оказался гостеприимным, чистым городом с хорошей инфраструктурой. И это не просто пафосные слова. Я бы даже назвал наш город «маленькой Европой».

Фото: Из личного архива/ Тимур Халиуллин

- Вы окончили фортепианное отделение. Как тогда научились играть на органе?

- Моё первое образование действительно было фортепианным. Я не представлял, что когда-то начну играть на органе. Также я получил второе и третье высшее образование. За время обучения освоил игру на основных клавишных инструментах: рояле, органе, клавесине и карильоне.

   
   

Вообще это всё находится в рамках одной специальности. Клавишный мир ограничивается не только роялем. Большинство известных современных органистов в первую очередь хорошие пианисты. В этом и есть главное отличие российского музыкального образования от европейского. Хорошая фортепианная база – это залог успеха в исполнении органной музыки.

- Расскажите подробнее об отличиях образования в Европе и в нашей стране.

- Европейцы, которые учатся сразу играть именно на органе, а не на фортепиано, заметно отстают в виртуозности или испытывают сложности в технике. А профессиональные пианисты уже готовы к игре на органе и не тратят много времени дополнительно, чтобы научиться быстро двигать пальцами. Поэтому орган у нас в России находится на высоком техническом уровне, несмотря на более богатый опыт европейцев. Мы смогли не только догнать, но и во многом перегнать западную культуру в органной музыке.

- Где в Белгороде можно научиться играть на этом инструменте?

- В Белгороде научиться играть на органе можно в институте искусств и культуры. Там есть факультативный класс органа и клавесина. Уже восемь лет я преподаю студентам-пианистам курс исполнительства на старинных клавишных инструментах. Некоторые из них потом решают продолжить обучение на органе и поступают в консерваторию. Например, в этом году одна из моих первых студенток заканчивает консерваторию в Санкт-Петербурге.

«В пандемию гастролей стало в два раза больше»

- Расскажите о своём гастрольном графике. Много стран и городов уже посетили?

- Я уже объездил большую часть Европы. И это связано прежде всего с тем, что органист – традиционно европейская специальность. Даже в процесс моего обучения входили обязательные поездки в Европу на стажировку, потому что органы разных стран имеют совершенно разное устройство клавиатур и педалей, другое звучание. Три основных вида – это итальянский, французский и немецкий.

Для меня гастроли – это возможность не только сыграть на новом органе, но и прочувствовать местную культуру. Поэтому я очень люблю куда-то выезжать, играть концерты в новых, не знакомых мне до этого местах. Даже несмотря на пандемию, в сентябре прошлого года мне удалось побывать на гастролях в Чехии. Правда, пришлось долго и сложно добираться.

- Как раз о пандемии: сильно ли она повлияла на концертный план и гастроли?

- На самом деле, за время пандемии мой гастрольный год оказался в два раза насыщеннее предыдущего. Это связано с тем, что органист не играет в большом коллективе. У нас всё проще: сел один за инструмент и играешь. И соблюдать эту социальную дистанцию. Даже если границы не откроют полностью, я продолжу гастролировать по городам России. Мне не хватит и целой жизни, чтобы сыграть на всех органах, расположенных в нашей стране, потому что их более 150.

- Недавно у вас дома появился орган. Не сильно мешаете соседям во время репетиций?

- Цифровой орган из Голландии, который я приобрёл, был моей давней мечтой. А поскольку инструмент цифровой, то по количеству шума его можно сравнить с обычным телевизором. Поэтому никаких неудобств соседям я не доставляю: если нужно, делаю звук громче или тише. Ночью можно подключить наушники, и тогда орган слышу только я.

А вообще я приобрёл орган не столько для репетиций дома, сколько для передвижных концертов. Например, уже в конце июля у нас запланирован первый концерт Open Air. Специально для него мы будем транспортировать орган из квартиры на открытую площадку.

Питомец Тимура облюбовал его домашний орган. Фото: Из личного архива/ Тимур Халиуллин

«На органных концертах сейчас сплошные аншлаги»

- Обычно орган ассоциируется у людей с католической и в принципе религиозной традицией. Так ли это на самом деле?

- Сам по себе орган – не религиозный инструмент. Он такой же многогранный, как и рояль. Вообще орган возник ещё до рождения Христа, в третьем веке до нашей эры, и почти девять веков существовал именно как светский инструмент. Удивительно, что первыми органистами на Руси были скоморохи. Они использовали маленькие портативные органы и озвучивали какие-то пляски и увеселительные мероприятия. Поэтому церковь и её традиции – это только одна из сторон использования органа.

У нас в России есть проблема восприятия этого инструмента. Во времена СССР органов в концертных залах практически и не было. Поэтому у людей сложилось такое отношение, как к какому-то западному необычному инструменту. Сейчас это восприятие меняется, что очень радует. Я скажу проще: сегодня проигрывает тот органист, который до сих пор считает свой инструмент исключительно церковным.

- А сам слушатель меняется?

- Конечно, публика постоянно изменяется. Сегодня орган находится на пике популярности. Я заметил, что в последнее время часто открываются новые органные залы, появляется всё больше органных фестивалей.

Недавно меня пригласили вести передачу об органной музыке на радио, что тоже доказывает возрастающую популярность этого инструмента. У людей появляется не просто интерес к музыке, это становится модным. На органных концертах сейчас сплошные аншлаги. Поэтому билет на такой концерт считается отличным подарком на Новый год, Рождество, Международный женский день и другие праздники.