Одной из тем оперативного совещания в правительстве Белгородской области 20 января стали меры по отказу от платных услуг для детей в государственных и муниципальных учреждениях спорта. Как оказалось – никаких мер нет.
Другой уровень доступности
«Нужны меры по созданию другого уровня не то что мотивации – возможности и доступности занятий наших детей в государственных и муниципальных учреждениях спорта», - заявил губернатор Вячеслав Гладков.
Он привёл пример платного бассейна для грудничков в 4-й поликлинике Белгорода и платных занятий в спортивном центре «Сирень», даже для многодетных семей.
«Понятно, что делается всё в рамках закона, понятно, что платные услуги - это доход учреждения. Но с другой стороны, это одно из главных антимотивирующих действий по тем решениям, которые принимают родители – завести детей или нет. С первых месяцев жизни мы начинаем с них собирать деньги. А потом говорим – вот когда он подрастёт, с восьми-десяти лет поступит в спортивную школу, и там всё будет бесплатно. Так эти восемь лет ещё прожить надо. А без детей и спортивные школы не будут работать по определению», - сказал глава региона.
Андрей Мухартов, первый заместитель министра образования области, рассказал на заседании, что в регионе сейчас около 57 тысяч детей в возрасте от трёх до семи лет, и из них только 3 119 детей занимаются в 292 группах в 12 муниципалитетах региона. Цель таких занятий – подготовить ребёнка в спортивной школе.
Чтобы исправить ситуацию и вовлечь в занятия больше малышей, министерство спорта предложило разработать новую региональную программу «Первые шаги к спорту». Министр спорта региона Наталья Жигалова добавила, что сейчас подготовкой маленьких детей занимаются в основном молодые тренеры, и что на этот вид деятельности не доводится областная субсидия.
Главу региона сообщения чиновников не устроили. «Я говорю пока о самом простом – перестать с детей собирать деньги в государственных и муниципальных учреждениях спорта, - заявил Гладков. – А то как привыкли в 90-е, в 2000-е годы: для того, чтобы выжить, начали обилечивать всех детей, и сейчас из этого процесса никто не хочет выходить. Нужно внести изменения в уставы и увеличить оплату труда, хотя я к этому тоже с большим сомнением отнесусь, потому что вы же не будете больше людей брать на эту работу? Проведён ли анализ занятости? Мы же все учреждения финансируем из областного и муниципального бюджетов. Мне не нужен этот чисто чиновничий подход: «замылить» задачу и ничего не сделать».
Вячеслав Гладков напомнил, что в регионе всего 140 детей дошкольного возраста и 160 тысяч школьников.
«Например, мы говорим о всеобщей программе по плаванию, то если тренеры не пойдут с ней в детские сады и школы, в бассейнах не будет ни одного человека, - сказал губернатор. - Но их в школы никто не пускает: директорам школ не комфортно, у них есть образовательный процесс и образовательный стандарт. Катастрофическое отношение министерства образования и министерства спорта ко всему процессу. Ничего вы не хотите делать, вам губернатор четыре года даёт поручения: сделайте спорт бесплатным! Мы зачем эти учреждения строим? Мы строим практически всё за областные деньги, и в них занимается какая-то тысяча человек. А я хочу, чтобы у нас все дети занимались спортом – такая же задача перед вами ставится, а вы не хотите этого делать. Мне не нужны чиновничьи отговорки – мне нужен конкретный план действий! Ничего не делая, вы вредите здоровью нации! Не будем в этом направлении работать, область вымрет».
«Тотальный контроль есть, а базы нет»
«АиФ-Белгород» решил обратиться за комментарием к тренерам, которые многие годы работают на Белгородчине с детьми. Оба попросили не называть их фамилий, потому что намерены остаться работать и дальше, а правды у нас никто не любит.
«Ситуация действительно остаётся плачевной и не меняется даже не годами – десятилетиями, - сказал один из тренеров. – Сейчас чиновники хотят совместить две несовместимые вещи: тотальный контроль и большую доступность. Все дети, которых с семи дет принимают в спортшколы, вносятся в навигатор, и мы должны этих детей в течение десяти лет, до 17 лет провести. Если кто-то уезжает, если кто-то по состоянию здоровья не допускается, мы должны отчислить этого ребенка – а чтобы дополнить кого-то в группу, мы должны доказать, что этот ребенок вновь прибывший выполнял определённые требования, нормативы и так далее, выиграл какие-то соревнования, - тогда мы можем зачислить этого ребенка бесплатно заниматься в текущую группу. Но при таком тотальном контроле никакая массовость невозможна. Если раньше, допустим, в группе на старте занимались 15-20 детей, а к группе спортивного совершенства на финише доходили только два-три человека из этих двадцати, и это было нормально, то сейчас количество контролируют, а выполняют или не выполняют они положенные нормативы - не важно. И эти процедурные моменты очень сильно душат спорт.
Если говорить о малышах, то разве чиновники не знают, что во всех российских спортивных федерациях разработаны программы семейных занятий? В своей программе они ничего нового не предлагают. Вопрос в другом - как они будут оплачиваться, если ввести их массово? Кто и где их будет вести? И тут мы упираемся во вторую проблему, помимо тотального контроля: у нас не хватает базы, недостаточно залов для тренировок в Белгороде. Почему-то стоятся дворцы спорта в области, в сёлах, в Хомыжске, например, стоит огромный ФОК, и он пустует. А в Белгороде десятилетия ждали Центр художественной гимнастики, дождались наконец в прошлом году. Обещали и дворец единоборств, но его нет как нет.
База и ставки тренеров – это самые больные вопросы. Сейчас зарплата тренеров зависит от количества детей, а не от качества их подговтоки, как было в советское время. Это неправильно, это тоже тормозит и развитие спорта, и воспитание чемпионов. Зарплата тренеров состоит из основной ставки и надбавки - стимулирующей части. Она состоит из 20(!) пунктов в нашей школе. И мы имеем сильные ограничения по основной деятельности ( результаты учеников до 20 баллов, судейская деятельность - не более четырёх баллов), зато участие в различных конкурсах и мероприятиях - не ограничено. Если коснуться интересов тренеров, то тренер практический работник. Стимулирующие надбавки должны быть не за конкурсы и методические объединения. Пунктов не должно быть 20. Все требования для стимулирующих надбавок удобны для кабинетных работников, а не для тренеров. Методист, завучи легко получат хорошие стимулирующие надбавки. Тренер же ограничен в балах по судейству и победам учеников на соревнованиях.
«Соревнования – за счет родителей»
Ещё один белгородский тренер заострил внимание на вопросе о бесплатности занятий как таковой. Да, в спортшколах дети не платят, но, чтобы развиваться, спортсмену нужны соревнования. А все поездки – за счет родителей, потому что финансирование государства – это крохи.
«Чиновники забывают, что тренировки – это ещё не весь спортивный процесс, - говорит белгородских тренер с большим стажем работы. - Систему занятий детей в спортивных школах надо строить по советской, некогда очень успешной схеме. В конце учебного года подаётся на год смета участия в соревнованиях, она по возрастам раскидывается легко – сколько надо соревнований в год, куда надо выехать. И по этой смете должны выделяться деньги. Тогда не будет головной боли, как ребёнка, который подготовлен, отправить на соревнования, где взять на это деньги? Опять с родителей? Но если платят родители – разве это бесплатный спорт? Либо можно заключать договоры со спортивными федерациями и с серьёзными компаниями, которые будут финансировать федерации – а федерации должны четко, на заседаниях, составлять и озвучивать эти календарные планы соревнований и средства на них. И отбирать на соревнования только лучших, самых подготовленных. Тогда и у детей будет интерес и стимул тренироваться, и родители буду понимать, что если их дети ходят регулярно на тренировки, то и на соревнования попадают. Нужно несколько раз в год проводить для отбора внутригородские соревнования по возрастам. Вот тогда это будет реальная система в детском спорте, и она будет работать. И должны быть сметы и средства – на соревнования, на грамоты, на медали, на судейские бригады. Чиновники что, хотят, чтобы опять всё это делали на добровольных началах?»

По поводу занятий с малышами тренер предложил следующее: «Возможен такой вариант: пишется приказ по Белгородской области или по министерству образования, под подпись директоров и заведующих детских садов – а каждый из них находится на территории, где есть какие-то спортивные сооружения относящиеся либо арендуемые спортивными школами, и туда по утрам можно приводить маленьких детей. То есть база есть, её просто надо грамотно использовать. У тренеров спортивных школ основная работа начинается после обеда, и в утра они могли бы проводить занятия с детьми из детских садов. Детей привели – увели, тренер с ними позанимался, например, два раза в неделю по 45 минут. При этом работа тренера оплачивается из расчёта работы с маленькими детьми в спортшколе. На любом спортивном объекте в свободное утреннее время до обеда можно провести четыре занятия по 45 минут с детьми из близлежащих садиков. И для тренеров это будет дополнительный заработок. Всё, ничего сложного в этом нет, вопрос только в том, кто и как это будет структурировать, грамотно составит расписание занятий, зоны ответственности и источники финансирования. А те малыши, с которыми будут заниматься – они же потом с семи лет и придут в спортивные школы».