Международный день таксиста отмечается ежегодно 22 марта. «АиФ-Белгород» поговорил с представителем этой профессии Алексей Амельченко о том, почему сегодня в такси идут работать даже бывшие священнослужители, и узнал, какие средства защиты возят с собой водители.
«Таксуют все кому не лень»
Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Алексей, расскажите о себе. Сколько вы уже работаете в такси, как пришли в эту профессию?
Алексей Амельченко: Работаю более восьми лет. Поначалу подрабатывал, когда был студентом, деньги нужны были, потом втянулся, решил, что эта работа не хуже других, и остался - последние пять лет я работаю в одной компании.
- Какая сейчас ситуация на рынке такси?
- Я думаю, у нас в городе сейчас переизбыток такси - предложение превышает спрос. И часто квалификация водителей оставляет желать лучшего, потому что таксуют все кому не лень. Особенно в последнее время, с заходом новых агрегаторов, на многих из которых не требуется даже иметь лицензию на эту деятельность, не говоря уже о стаже вождения и прочем. Конкуренция на этом рынке большая, следовательно, ценовая политика крайне заниженная.
Сегодня даже студенты могут скинуться вчетвером и доехать до института, им это будет выгоднее, чем поездка на общественном транспорте, где до остановки ещё надо идти, потом от остановки до института - а тут машина подъедет к подъезду и довезёт, что называется, до дверей в вуз.
Сегодня, чтобы нормально зарабатывать, надо очень хорошо знать город, понимать, как объезжать пробки, как в них не попадать.
- Таксисты наверняка лучше всех знают все эти обходные пути?
- Настоящих таксистов сейчас мало - в основном водители, которые ездят по навигатору, как и все остальные. А настоящий таксист знает всю сеть городских дорог, все переулки-закоулки, знает, куда ехать и куда не ехать, знает, когда нужно остановиться и поехать домой, чтобы не случилось какого-нибудь ЧП.
- Как вы оцениваете белгородцев в качестве пассажиров? Кого возить труднее всего?
- Опять же с приходом новых агрегаторов всё изменилось, и сейчас сразу понятно, что за пассажир и чего от него можно ожидать. Раньше ситуация была немного другая: услуги такси были менее доступны, поэтому вызывали машину более обеспеченные люди. Сейчас клиенты самые разные, по большей части все они - хорошие, вежливые люди. Но везде бывают исключения - попадаются и наркоманы, и чрезмерно выпившие граждане, которым хочется покуражиться.
Скажу по своему опыту - труднее всего возить женщин навеселе, потому что не знаешь, чего от них ждать. Они постоянно кого-то с кем-то сравнивают, чего-то требуют. Им кажется, что их не так везут, не так им отвечают. Да и вообще с женщинами-пассажирами бывает сложнее. С мужчинами как-то проще понять друг друга.
«В случае ЧП коллеги приедут быстрее полиции»
- Бывали ли какие-нибудь опасные ситуации в вашей работе? Возите ли вы с собой средства для самообороны?
- Да, бывает всякое - бывает, клиенту вдруг захочется подраться в машине. А работа у нас нервная, сам всегда в напряжении, потому что следишь за дорогой, и конфликт может случиться в любое время дня и ночи, в центре города или на окраине. Конечно, такое происходит крайне редко. И на такой случай все водители, которые работают в нашей компании, постоянно на связи между собой и через диспетчера имеют доступ к «тревожной кнопке» полиции.
И знаете, порой коллеги подъедут на помощь даже быстрее, чем полицейские - у нас корпоративная взаимовыручка. Каждый понимает: сегодня не поможешь ты - завтра не помогут тебе. У нас дружный, сплочённый коллектив, а от неприятностей ведь никто не застрахован. У каждого при себе есть газовый баллончик на всякий случай.
- А что предпринимают в вашей компании для безопасности водителей и пассажиров с технической точки зрения?
- Перед выездом на линию каждый автомобиль в обязательном порядке проходит технический осмотр - и это тоже плюс серьёзной компании перед теми, кто работает по агрегаторам и у кого машины никто не проверяет. Обязательное требование у нас - своевременная замена резины по сезону. Обязательно для водителя - стаж вождения не менее трёх лет. У нас такого не бывает, чтобы человек вчера получил права, а сегодня сел людей везти.
И, конечно, мы мониторим все отзывы пассажиров - если вдруг поступает жалоба на водителя, что он едет или ведёт себя как-то не так, к этому прислушиваются и сразу принимают меры - автомобиль снимается с линии и возвращается в парк. Конечно, абсолютно всё проконтролировать нельзя, есть такая вещь, как человеческий фактор - но мы стараемся по максимуму, потому что прежде всего нужно думать о людях, об их безопасности, ну и, конечно, о репутации компании.
- Кто сейчас идет работать в такси?
- Надо сказать, в связи с пандемией очень многие люди находят в такси работу - у нас есть таксисты и с двумя высшими образованиями, и бывшие военные, те, кто рано вышел на пенсию и дома сидеть не хочет, вообще люди очень разных профессий - у кого как повернулась судьба. Кто-то захотел подработать, кому-то надоела работа на одном месте. Встречал я даже бывших церковных работников.
А что вы думаете? Таксисту порой пассажир может рассказать по дороге больше, чем священнику в храме.