Учитель. Каким он должен быть, человек, от которого зависит будущее ребёнка? Русский писатель, этнограф, учёный, военный врач Владимир Даль 200 лет назад написал: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». И это говорит о многом, о тех требованиях, которые предъявляет к себе сам педагог.
Учитель — это умный, трудолюбивый и искренний человек, который понимает значение своей роли в жизни учеников и стремится передать им не только знания, но и жизненные ценности. Но в первую очередь, тот, кто любит детей и свою работу. Именно энтузиасты пробуждают в школьниках жажду знаний и помогают раскрыть им свои таланты.
В преддверии Дня учителя корреспондент «АиФ-Белгород» поговорил с фанатом своей работы, 24-летним учителем физической культуры МБОУ «Бехтеевская СОШ» Корочанского района Кириллом Дубининым.
Первый шаг
Путь к учительству Кирилла начался еще тогда, когда он сам сидел за школьной партой, точнее, когда сам бегал на спортивной площадке со своими сверстниками. С самого детства он был озорным и шустрым ребёнком. Тогда родители отдали мальчишку в футбольную секцию. Но спустя время, в третьем классе, Кирилл случайно познакомился с тренером по баскетболу Алексеем Черных, который сразу заприметил задатки спортсмена: рост, энергичность, силу.

«Он увидел меня, был приятно удивлён, что нашёл такого ребёнка, в которого можно вложиться, и предложил мне заниматься баскетболом. Но это было не простое предложение, а прямое утверждение: „Завтра ты приходишь на тренировку“. Конечно, я согласился. Я влюбился в баскетбол и часто задерживался после тренировок, чтобы ещё немного покидать мяч, побегать и попрыгать», — смеётся молодой учитель.
Именно это стало первым шагом к учительству: Кирилл до сих восхищается тренером и благодарит его за умение увидеть способности. Спустя годы они продолжают общаться, и Кирилл часто помогает своему тренеру в работе.
Старшеклассником Кирилл подумывал о военной карьере и даже хотел поступать в московский институт ФСБ. Однако нашему герою не хватило одного балла. И Кирилл задумался над советами близких — учиться на спортфаке Белгородского университета.
Тем летом, уже не школьник, но ещё не студент, Кирилл начал активно помогать своему тренеру Алексею Черных. Занимаясь с ребятами, Кирилл увидел результат своего труда. Это стало переломным моментом в его жизни.
«У меня тогда что-то щелкнуло. Мне понравилось заниматься с детьми. Даже больших сил не пришлось прикладывать, просто делал для детей то, что делал для меня мой наставник. Тогда понял, что могу и хочу быть учителем», — говорит Кирилл.
Повзрослевший Кирилл закончил спортивный факультет и нашёл работу в своем родном Корочанском районе.
Чувствовал себя первоклассником
В мире учителей есть люди, которые не только дают знания, учат учиться, но и вдохновляют на свершения, учат жизни. Кажется, Кирилл Алексеевич становится именно таким учителем, способным вдохновить на стремление к вершине.
Он признаётся, что в нём ещё живёт ребёнок, озорной непоседа. Может быть, именно поэтому молодой учитель так легко находит общий язык со своими воспитанниками.
Учитель физкультуры рассказывает о своём первом уроке в школе 2 сентября 2023 года. Тогда Кирилл Алексеевич пытался убедить детей в том, что физкультура — это не игра или баловство, а серьёзная дисциплина и ответственность перед собой, своим здоровьем и будущим.
«Правду сказать, тогда я сам себя чувствовал первоклассником. Мне нужно было предстать перед девчонками и мальчишками достойным звания учителя и показать, что требования на занятиях будут серьёзными. Первый урок у меня был с бунтарями — восьмым классом, это оказалось вдвойне волнительным», — вспоминает педагог.
«Сохраняю в себе ребёнка, а на уроках чуть-чуть его выпускаю наружу»
Педагогическое мастерство проявляется не только в знании предмета, но и в умении пробудить интерес к нему. Учитель использует разнообразные методы и приемы, чтобы урок был не только информативным, но и увлекательным. Чтобы подступиться к детям, необходимо понимать их мир, их интересы и устремления, их страхи и надежды. Поэтому Кирилл Алексеевич всегда ставит себя на место школьников, вспоминая себя в их возрасте.

«Я всегда спрашиваю себя: „Что бы я хотел увидеть на уроках физкультуры, как хотел бы, чтобы учитель тебе всё показал и рассказал?“ Я не только прогоняю через себя каждую тему, но и сам бегаю, играю с ребятами. Наверное, в глубине души я сохраняю в себе ребёнка, а на уроках чуть-чуть его выпускаю наружу».
Азарт, который присущ любому спортсмену к своему любимому делу, помогает Кириллу становиться хорошим учителем. Ведь детям очень нравится, когда сам учитель включается в работу на уроке, а ещё больше нравится, когда учитель удивляет.
В школьной программе есть разные модули, которые нужно пройти, например, стрельба. И вместо привычной стрельбы в тире Кирилл Алексеевич принёс в школу лук со стрелами. Как признаётся герой, уже когда шёл по улице на работу, у всех глаза были «по пять рублей». Сейчас для детей Бехтеевской школы лук и стрелы — привычное дело. Но приезжие удивлённо говорят: «У вас дети из лука стреляют? Ничего себе, мы тоже так хотим!». Молодой специалист считает, что прививать любовь к любым занятиям, не только к спорту, нужно через что-то необычное. И такой метод действительно работает не только у маленьких ребят, но и у школьников постарше.
«Есть же не только футбол, баскетбол, волейбол, но и дартс или водное поло», — говорит Кирилл.
Возраст не помеха
Редко учителя физкультуры становятся классными руководителями. Кирилл Алексеевич — исключение. У него есть любимый 6 «А», с которым он работает второй год. И это действительно важная часть жизни молодого специалиста. По его словам, он старается быть «на одной волне» со своими шестиклашками. Часто на перемене после долгих основных уроков дети забегают в спортзал к своему учителю, чтобы размяться.
«Семь уроков они сидят за партами, а на переменах — со мной, потому что я могу просто дать им мяч. Я позволяю себе с ними повеселиться, посмеяться, просто поговорить. Иногда снимаем Reels. Это забавно, но лишнего я себе не позволяю — всё-таки учитель», — рассказывает со смехом Кирилл.
Кирилл Алексеевич не только умеет бросать баскетбольные мячи в корзину. Он умеет играть на гитаре, и когда его дети поют, он им аккомпанирует.
«Мне хочется окунуться в эту атмосферу детства, но возраст. Иногда ты просто стоишь и не можешь потанцевать, потому что они привыкли видеть тебя таким строгим, а выпустить пар хочется», — странно слышать от молодого человека о его «возрасте».
Быть Человеком и Учителем

Кирилл Алексеевич, отвечая на вопрос о наставниках, которые служат для него примером, сразу упоминает своего тренера. Затем он говорит о заместителе директора Бехтеевской школы — Людмиле Васильевне Золотовой, которая помогает не только молодым, но и опытным педагогам в подготовке интересных уроков. Кроме того, она не только знает имена и фамилии каждого ученика и их родителей, но и понимает, что они из себя представляют и чем увлекаются. На вопрос, чему он хочет научить своих учеников, Кирилл Алексеевич без колебаний отвечает: быть человеком и работать в команде.
«Такой настрой и девиз я хочу передать: независимо от того, какие у тебя оценки, получается у тебя что-то или нет, ты можешь быть обычным человеком, без каких-то регалий. Главное — нужно оставаться Человеком», — утверждает наш герой.
Как педагог чему-то учит школьников, так и они в ответ учат чему-то своих учителей. Кирилл Алексеевич признаётся, что восхищается беззаботностью и умением быстро отпускать неудачи и идти вперёд молодого поколения.
«Во взрослой жизни мы очень зацикливаемся на каких-то незначительных мелочах. А дети — наоборот. „А, двойка! Ну и ладно, завтра исправлю!“ Вот так. Хочется относиться проще ко всем мелочам, которые происходят в жизни, чтобы не потерять самое ценное», — говорит молодой учитель.
Хочется надеяться, что азарт, энтузиазм, любовь к детям сохранятся и через 20 и 30 лет. И пусть ребёнок в душе Кирилла Алексеевича живёт всегда, помогая стать Учителем.