Автомобильные дороги — важная часть транспортной инфраструктуры. Отрасль постоянно развивается и требует внедрения новых материалов и технологий для повышения качества строительных и ремонтных работ. Свой вклад в дорожное строительство вносят ученые. Старший научный сотрудник кафедры автомобильных и железных дорог БГТУ им. В. Г. Шухова Андрей Акимов работает сразу над двумя важными компонентами асфальтобетона.
Первая разработка - регенератор для переработанного асфальтобетона. Исследовательская работа Андрея Акимова посвящена разработке технологии повторного применения асфальтогранулята в составе горячих асфальтобетонных смесей. Для компенсации старения вяжущего, а также для повышения стойкости к воздействию технологических и погодно-климатических факторов предлагается применение восстанавливающей добавки (регенератора) «Ревобит», созданного совместно с индустриальным партнером вуза — ООО «Селена» г. Шебекино.
«Ревобит» — полностью отечественная разработка, не требует применения зарубежных компонентов и технологий. Он позволяет применять более 80 % переработанного асфальтобетона в составе горячих асфальтобетонных смесей. Также модификатор можно использовать в качестве регенератора-пластификатора при применении технологии горячей регенерации непосредственно на дороге. Серийный выпуск «Ревобита» организован на производственных мощностях научно-производственного объединения «Селена».
«Эффективность модификатора доказана опытно-промышленным применением на различных объектах дорожной инфраструктуры Российской Федерации. Получаемые асфальтобетонные смеси могут использоваться по госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий», что значительно снизит стоимость ремонта и строительства дорог в сельской местности», — подчеркнул исследователь.
Также в партнерстве с щебекинским предприятием ученый разработал модифицирующую добавку ПБК-1 для получения полимерно-битумного вяжущего. Она позволяет получать этот компонент по новой технологии, отказаться от иностранного сырья и оборудования, исключить из производственных процессов коллоидную мельницу и значительно снизить энергоемкость и продолжительность процессов.
Модификатор ПБК-1 выполнен с применением отечественного сырья, в технологических процессах производства не используется иностранное оборудование. Серийный выпуск модификатора организован на производственных мощностях научно-производственного объединения «Селена». Получаемое вяжущее при этом характеризуется улучшенными реологическими характеристиками и высоким сопротивлением к технологическому старению.
«Применение такого вяжущего в составе современных асфальтобетонных смесей позволяет повысить ресурс дорожных покрытий на срок до пяти лет, снизив при этом затраты на строительство на 15-20 %. Модификатор ПБК-1 прошел производственные испытания на объектах транспортной инфраструктуры Белгородской области», -подчеркнул Андрей Акимов.
Этот проект ляжет в основу фундаментальной научно-исследовательской работы «Разработка механизмов управления процессами структурообразования полимерно-модифицированных органических вяжущих альтернативного способа получения и органоминеральных композитов на их основе, с учетом импортозамещаемых технологий и сырьевых компонентов», представленной на конкурс в рамках государственного задания в 2024 году.