Примерное время чтения: 11 минут
213

Смешанный формат. Как обучают и защищают детей в белгородских школах

С 19 февраля школы Белгорода и других муниципалитетов, за исключением 20-километровой приграничной зоны, вернулись к очному формату обучения, при этом у родителей был выбор — отправлять ребёнка в школу или оставить дома на дистанте.

Укрытия и аптечки

О мерах безопасности в зданиях школ не раз говорил губернатор Вячеслав Гладков, он же лично проверил за первую неделю учёбы несколько белгородских школ.

«Все окна в школах ещё осенью были заклеены противоударной пленкой, которая не спасает от снарядов, но и не позволяет стеклам превращаться в тысячу осколков, — сказал Гладков. — Второе: в местах укрытия детей, в местах переходов именно закладываются окна. Созданы пути эвакуации — в каждой школе это отдельные пути, которые проработаны вместе с сотрудниками управления безопасности региона, МЧС, администрациями школ».

Укрытия оборудованы всем необходимым: в них есть вода, запасы еды, аптечки, где-то даже настольные игры. В городских школах, как правило, три или четыре этажа. Но в целях безопасности занятия проводятся только на первом и втором. Чтобы всем хватило кабинетов, учеников поделили на два-три потока — кто-то занимается очно, кто-то в это же время дистанционно, и наоборот.

27 февраля губернатор проверил соблюдение мер безопасности и готовность к очному обучению в школе № 27 Белгорода. Здесь ребят, которые вернулись в школу, разделили на три потока. Дети правильно ответили на вопросы, как вести себя в случае обстрела и при возникновении угрозы. Задача учителей — закреплять эти знания и навыки, чтобы у ребят они были доведены до автоматизма.

На первом этаже школы есть аптечка, однако, по мнению губернатора, информация, как правильно оказывать первую помощь, читается плохо и к тому же расположена далеко на втором этаже. «Уверен, что в кратчайшие сроки все замечания будут устранены. Повторюсь: мы должны постоянно искать наилучшие решения по совершенствованию системы безопасности. И очень важно, чтобы в каких-то вопросах коллектив школы находил полезные решения индивидуально», — сказал глава региона.

Например, в Беломестенской средней школе Белгородского района, где тоже регулярно проводятся тренировки на случай ЧС, придумали специальные таблички, чтобы понимать, какие дети уже покинули опасные зоны: на дверь класса вывешивается листок с надписью: такой-то класс эвакуирован. В школе есть специальная «слепая зона» для временного пребывания, она обозначена надписью на стене. На каждом этаже и в каждом крыле школы находятся аптечки. Тренировки по перемещению в укрытие продолжаются, хотя пережидать там реальную ракетную опасность школьникам ещё не приходилось.

20 февраля, на второй день после начала очного обучения, Гладков посетил школу № 19, которая попала под обстрел ВСУ 30 декабря прошлого года, она была фактически в эпицентре одного из ударов. После этого были оперативно заменены 40 оконных рам на первом и втором этажах и в спортзале, а также несколько подоконников. Спасло, в том числе, и то, что окна были обклеены защитной пленкой — осколки она удержала. Также первый этаж по периметру полностью заложили мешками с песком.

Вячеслав Гладков в средней школе № 19 Белгорода. Кадр из видео.
Вячеслав Гладков в средней школе № 19 Белгорода. Фото: Telegram-канал Вячеслава Гладкова

«Коллектив школы подошел к делу творчески и с обратной стороны заклеил окна обоями с облаками, чтобы дети, проходя мимо, смотрели на более радостную картинку, — заметил губернатор. -Пообщался с учителями и ребятами, которые пришли в школу. Дети рассказали, что очень скучали по живому общению и были очень рады наконец-то вернуться. Благодарен коллективу учителей и понимаю, что им сейчас очень непросто. Всем этим мерам предосторожности их никто не обучал, но учителя большие молодцы. Уверен, что общими усилиями мы с задачй справимся».

Большинство на дистанте

Работать с классом и одновременно уделять внимание находящимся на уроке онлайн — непросто, но педагоги стараются. Спрашивают учеников по очереди, а, если нужно, несколько раз повторяют материал. Те, кто на дистанте, участвуют в уроках в формате видеконференции.

«Большинство родителей взяли паузу — оценивают обстановку, оценивают ситуацию в школе, насколько мы действительно обеспечиваем детям безопасность. И, анализируя работу школы, мы видим динамику увеличения количества деток, которые выходят к нам на очное обучение», — говорит директор Беломестненской средней школы Елена Литвиненко.

Пока соотношение тех, кто учится из дома и тех, кто ходит в школу, примерно десять к одному. Родителей можно понять: недавние обстрелы сильно отбили охоту отпускать детей на улицу.

«Мы уважаем выбор тех родителей, кто решил оставить детей учиться дистанционно, и постараемся обеспечить качественное образование, — сообщили, например, в руководстве Центра образования № 1 города Белгорода. — В таком формате учатся 1235 человек. Для тех 185 учеников, кто учится в очном формате мы обязаны обеспечить не только достойный уровень обучения, но и безопасность в здании школы, обучение в формате полного дня. Проверено оснащение школьных укрытий, наличие и состав новых доставленных аптечек для первой помощи. Налажена система оповещения, курсы первой помощи прошел весь коллектив сотрудников».

Совместить два формата обучения на одном уроке позволяет современное цифровое оборудование. Им оснащены все кабинеты, где проходят занятия.

Фото: Центр образования № 1 города Белгорода

«Дети, которые находятся за экраном, имеют возможность видеть крупно доску. Я включаю демонстрацию экрана, если у меня есть презентация или какой-либо другой материал», — рассказала учитель русского языка и литературы средней школы № 40 Диана Назарова.

Все материалы, а также карту урока ученики имеют возможность найти в «Виртуальной школе» или «Сферуме» и прикрепить на эти серверы выполненное домашнее задание. «Таким форматом обучения дети, в принципе, довольны. Родители тоже. Нет никаких претензий к уровню образования», — говорит учитель.

Десятиминутки безопасности

Каждый день в каждой школе начинается с десятиминутки безопасности: учителя с учениками обсуждают безопасное поведение в разных ситуациях. В работе активно используют дневник безопасности учителя. Материал в пособии разбит на модули по темам, в частности описывается, как действовать при обнаружении беспилотного летательного аппарата, ракетной опасности, пожаре, как оказывать доврачебную помощь.

«Не все ребята вышли в очный формат, есть те, кто находится на дистанционном обучении, но при этом для них тоже созданы все условия — посредством видеоконференции мы с ребятами выходим на связь»,- говорит учитель русского языка и литературы средней школы № 40 Елена Литвинцева.

В лицее № 10 Белгорода все дети тоже знают, как себя вести в случае ЧС. «В каждом классе есть аптечка, на каждой парте — памятки с алгоритмом действий при ЧС. Все окна на пути к укрытию защищены мешками с песком, — говорит заместитель директора лицея Елена Зайцева. — Те дети, для которых родители выбрали очный формат, думаю, счастливы, потому что в школе они могут общаться и друг с другом, и с учителями».

Это подтверждают и сами дети. «При очном формате у меня есть общение — это не то, что ты сидишь на дистанте один, когда родители на работе,- говорит ученица 7 класса лицея Александра. — В школе намного безопасней, потому что мы тут вместе со взрослыми».

Сейчас в лицее из 1119 учеников очно учатся только 199.

«Хочется, конечно, чтобы все учились очно, — говорит учитель начальных классов Анна Рассказова. — Но из-за сложившейся ситуации многие родители просто боятся отпускать своих детей. У меня третий класс, и я очень благодарна родителям за то, что они организовали деятельность своих детей дома: у всех есть компьютеры, у всех работает интернет, у всех отличный звук».

Добраться до школы

При этом для тех, кто всё-таки вышел, разработали индивидуальный маршрут «дом-школа-дом» — у кого-то есть распечатка маршрута, у кого-то карта в телефоне. Для каждого школьника такой маршрут подбирали индивидуально, учитывая самый безопасный путь, чтобы по дороге были укрытия, в этой работе принимали участие и администрации школ, и сотрудники регионального МЧС.

Тревогу родителей в сельской местности вызывает то, что детям приходится ехать в школу на автобусе, и при этом не все остановки оборудовали укрытиями. Но работа по установке укрытий продолжается и в Белгородском районе, и в Шебекинском, и в Валуйском горокругах.

Родителей тревожит ещё, что укрытий нет возле многих школ. Как сообщил мэр Белгорода Валентин Демидов, по поручению губернатора в образовательных учреждениях, где в зданиях нет возможности создать безопасную зону для ожидания родителей, будут устанавливать модульные укрытия.

«Стараемся быстро реагировать на замечания родителей. Понимая, что этот новый опыт вызывает у многих тревогу, все педагоги и руководители школ открыты к диалогу. Я также на связи и проверяю все обращения», — сказал мэр.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ читаемых

Самое интересное в регионах