Федеральный проект «Профессионалитет» Министерства просвещения РФ внедряется с 2022 года и направлен на то, чтобы максимально приблизить уровень учащихся среднего профессионального образования (СПО) к потребностям реального сектора российской экономики. Программа реализуется в соответствии с задачами нацпроектов «Образование» и «Производительность труда».
В этом году в программе задействованы 8 ключевых отраслей экономики, в 2023 году количество отраслей возрастет до 16. Первого сентября 2022 года начал обучение первый поток студентов - 150 тысяч человек в 71 образовательно-производственном центре, включающих более 250 современных колледжей в 43 регионах России. В 2023 году планируется открытие ещё 70 новых кластеров.
Подготовка в кластере
Белгородская область одной из первых попала в числе пилотных регионов по реализации новой программы. Всё потому, что для региона она не нова: с 2013 года на Белгородчине практически все образовательные организации СПО участвуют в программе дуального обучения, то есть имеют так называемых якорных работодателей, предприятия, на которых студенты проходят производственную практику под руководством наставников и куда могут трудоустроиться после обучения.
«В рамках «Профессионалитета» в Белгородской области создали образовательно-производственный кластер по направлению «Сельское хозяйство», что очень важно для нашего аграрного региона, - говорит замначальника департамента образовательной политики Министерства образования Белгородской области Людмила Шаповалова. - Сельское хозяйство сегодня активно переформатируются под новые технологии, есть сферы, где прямо сейчас нужны новые кадры, которые нам ещё предстоит подготовить, связанные с IT-специальностями, с цифровой экономикой. Благодаря «Профессионалитету» в нашу выстроенную систему дуального обучения добавилась возможность обучаться в современных мастерских, оборудованных в рамках нацпроекта «Образование». Важно, что и сам срок обучения сократился на год благодаря модернизации образовательных программ - вместо 3лет 10 месяцев - 2 года 10 месяцев обучения».
Базовым для кластера стал Корочанский сельскохозяйственный техникум, а вошли в него ещё шесть учреждений региона: Борисовский агромеханический техникум, Бюрючанский техникум, Дмитриевский аграрный колледж, Новооскольский колледж, Ракитянский агротехнологический техникум и Ютановский агромеханический техникум. В этом году кластер принял 744 абитуриента.
«Всё началось у нас»
«В мае 2021 года наш техникум посетил министр просвещения Сергей Кравцов, и именно у нас проходило заседание Госдумы и комитета по вопросам профессионального образования, где в режиме видеоконференцсвязи министр представил проект «Профессионалитет», - говорит директор Корочанского сельхозтехникума Светлана Рожкова. - Мы очень гордимся, что всё это началось именно у нас».
Совместная работа техникума с якорным работодателем, одним из ведущих агрохолдингов региона, как и очень многих СПО в Белгородской области, начиналась с 2013 года. В 2019 году на средства гранта открыли пять новых мастерских и 15 лабораторий, которые высоко оценил министр. По словам Светланы Рожковой, главная задача «Профессионалитета» - помочь студентам и выпускникам быстрее встраиваться в производственный процесс, и, что самое важное - бизнес-партнёры, работодатели дают им гарантию трудоустройства сразу после окончания обучения.
«Сейчас мы проходим ещё одну перезагрузку, все преподаватели повышают квалификацию, - говорит Светлана Рожкова. - Управленческая команда нашего кластера посетила очень много городов и площадок страны, проходя обучение уже в новом формате».
Федеральная программа реализуется сейчас по всей стране. Преподаватели проходят стажировки на 100 отраслевых предприятиях – лидерах России для повышения квалификации и обучения новым профессиональным навыкам на рабочих местах. Так, например, только на базе мастерских Череповецкого химико-технологического колледжа пройдут стажировку в очно-дистанционном формате более 50 педагогов из Тульской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Оренбургской и Вологодской областей. Приобретенные навыки позволят педагогам применять инновационные методы обучения с использованием IT-технологий, формировать образовательные программы и организовывать учебный процесс без отрыва от реального производства.