21

Познай себя - познаешь Бога. Митрополичью гостиную посвятили вопросам бытия

Арсений Клюйко / Из личного архива

Литературно-музыкальная гостиная состоялась 3 сентября в соборном зале Белгородской митрополии. Её посвятили вопросам бытия и познании, взаимоотношениям Бога и человека, путям истории и вызовам современности.

Путешествие в глубины души

Гостями вечера на этот раз стали очень разноплановые личности. Из Москвы по приглашению митрополии приехал известный актёр театра и кино, президент Всероссийской ассоциации рукопашного боя, сибиряк родом из Красноярска Владислав Дёмин. Своим пением гостей порадовал солист Санкт-Петербург Оперы Владимир Церебровский, приглашённый на вечер директором Белгородской филармонии Светланой Борухой. А на художественной выставке представили работы художников, побывавших в июле этого года на пленэре в Рождественском подворье митрополии и в гостях в староверческом селе Кошлаково. Настоятель старообрядческой поморской общины Древлеправославной церкви Белгорода Александр Егорович Тарасов, приглашённый на вечер, сам позировал для нескольких картин - он рассказал гостям, что это село было основано в 1656 году бежавшими из Поморья староверами.

Саму выставку под названием «Познание добра и зла» представила белгородская художница Наталья Плешкова. Гости увидели картины Яны Серпуховой, Алексея Юсупова, Геннадия Кудрявцева, Анатолия Федоренко и самой Натальи. Каждый из них в своей художественной манере обращается к постижению этой сложной темы.

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

Книжную выставку «Путь к себе и в Богу» представила областная научная библиотека. Её первая часть была посвящена учению древнегреческих философов. Бесспорное украшение и экспозиции, и библиотечной коллекции - сборник сочинений Аристотеля на латинском языке. Эта книга издана в швейцарском городе Базеле в 1552-53 годах, она прекрасно сохранилась и спустя четыре столетия.

О познании себя и Бога, о пути духовного обновления много писал известный русский философ Иван Ильин - на выставке представили миниатюрное издание его работ.

«Наша встреча посвящена сегодня духовному опыту познания себя, - сказал во вступительном слове митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. - Все думают, что процесс познания устремлён вовне. Больше путешествуй, больше общайся, и ты больше узнаешь. Но познание себя устремлено внутрь, потому что Господь просвещает всякого человека, грядущего в мир. И мы, рождаясь в этом мире, получаем задание от Бога, и первое, что нам предстоит - это узнать, какую задачу Бог в нас вложил. Это путешествие в глубины своей души. Недаром Христос говорил: «Будьте как дети». Это возвращение к состоянию, когда внутренняя открытость Богу позволяет нам узнать, что же есть в нашей душе. Со временем каждый из нас становится архитектором, скульптором своей души - а само слова «скульптура» происходит от латинского глагола, означающего «отсекать». И мы всё время что-то отсекаем, в зависимости от обстоятельств, а та первозданность, которая нам дана от Бога при рождении - она есть в нас, но мы ею никак не пользуемся. Чтобы познать её, прочитать тот текст, который Бог написал о нас, необходимо иметь очень высокий духовно-нравственный уровень. Нужно вернуться в ту первозданность, которую мы обрели, когда появились на этот свет. Доступ к этим богатствам познает тот, кто чист сердцем: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят».

Владыка говорил о том, что современный мир пытается сделать из нас «служебных» людей - не служивых, которые способны служить Отечеству, Церкви, долгу, а служебных, которые настроены на определённую волну и имеют свои ограничения. И эта служебность как некая уже социальная стратификация, расслоение, разделяет людей и приглашает их все время участвовать во внешнем мире. А мы должны прочесть ту задачу, которую Бог написал в нашей душе и исполнить её - вот тогда мы действительно будем счастливы.

Пути философии

В этот вечер перед гостями выступил с докладом «О знании», настоятель Смоленского собора, протоиерей Павел Вейнгольд. Отец Павел, в своё время закончивший философский факультет МГУ, дал краткую компиляцию всех философских систем и учений, начиная с античности и Средних веков, перейдя затем к классический немецкой философии , доктринам позитивизма, фрейдизма, марксизма, феноменологии, экзистенциализма.

«Первым из людей, кому удалось ответить на вопросы: что? зачем? и почему? причём даже не задавая их, был Адам, который нарекал имена всему, что встречал в Эдемском саду. И он не мог ошибаться, потому что, давая имя, он выводил из небытия и придавал смысл всему сущему», - сказал отец Павел.

Одна из доктрин, которая ещё до Фрейда и экзистенциалистов пристально всматривалась в сущность человека - это марксизм. По словам отца Павла, взгляд этот был зловещим. Если прежние теории познания хоть как-то - кто в неведении, а кто стыдясь, - всё же имели в виду Нечто, стоящее над миром и человеком, то марксизм перевернул мировые представления с ног на голову. Человек как вершина творения стал основанием бытия, а его задачей - овладение окружающим миром для себя.

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

«Как противовес тоталитаризму марксистского толка появляются различные либеральные концепты: гуманизм, общечеловеческие ценности, толерантность, конвергенция, а теперь уже и трансгуманизм, - говорит отец Павел. - Человека надо сделать счастливым, преодолев его собственное несовершенство. Почему так повернулась история - от таких просторов, такой глубины мысли, такого пафоса бытия, устремлённости к лучшему будущему, к прогрессу - до сегодняшнего общества потребления, замусорившего планету , но, заметьте, всё ещё несчастливого».

Знание непременно несёт нравственный оттенок, напомнил отец Павел. Две книги перед нами -книга природы и книга Божественной премудрости, и читать их надо одновременно. «Небеса поведают славу Божию, и о делах Его вещает мир», - говорит псалмопевец. И если посмотреть на историю русской философской мысли, становится ясно, что она всегда видела во всем многообразии фактов, событий, естественных законов природы и социальной жизни лишь главный вопрос - и он на самом деле один: зачем всё это? И свидетельство русской философской мысли - что без Христа ответить на этот вопрос невозможно.

Музыка и образы

Музыкальные номера в этот вечер представила ведущая пианистка Белгородской филармонии Ирина Соколова, украсив доклад отца Павла произведениями Баха и Рахманинова. Как заметил Владыка Иоанн, она тоже философствовала через музыку. Ведь известно, что музыка Баха уравновешивает функциональность полушарий головного мозга, вносят гармонию в их работу.

С романсами Рахманинова выступил солист филармонии Андрей Мезенцев, музыку Шостаковича исполнил дуэт виолончелисток - Ирина Александрова и Юлия Гюнтер.

Приглашённый гость этого вечера, московский актёр Владислав Дёмин показал отрывки из своего нового моноспектакля «Два», премьера которого состоится в Москве 6 октября в Вегас Сити Холле. Спектакль посвящён теме познания себя.

«Счастлив тот человек, который может критически на себя посмотреть и попытаться что-то в себе изменить уже в зрелые годы: самая тяжёлая гражданская война - это война с самим собой, - сказал Владыка Иоанн после его выступления, завершая вечер. - И сам процесс познания - это борьба со стереотипами, которые мы усвоили, в которых нас воспитали, а это всегда болезненно. Современный век отнимает у человека критическое мышление, человек некритично относится к той информации, которая ему навязывается, и становится всеядным. Когда нам навязывают те или иные образы, которые заставляли бы нас поступать так, как хотелось бы кому-то - это называется «внешнее управление человеком». И главная защита от этого внешнего управления - взирать почаще на образы святых, потому что икона - это окно из мира горнего в наш мир. Это окно открывается в молитве, в Богообщении. В этом и есть истинное познание. Ещё когда человек был в раю, он познавал не мыслительным процессом, потому что разум лукав, - он познавал созерцанием. А созерцание - это образность, то есть знание целостное, не разделённое, не расчленённое. Образ, воспринимаемый нашей душой - а душа есть образ и подобие Божие».

Владыка поблагодарил всех выступавших и гостей, поблагодарил художников и Александра Тарасова. «Теперь мы видим прекрасные картины, наполненные жизнью, - сказал Владыка Иоанн. - И это замечательный пример того, как мы можем, преодолевая наши различия, радоваться тому, что Господь нас всех собрал на этой земле».

Оставить комментарий (0)

Топ читаемых

Самое интересное в регионах