Примерное время чтения: 12 минут
36

Забавы молодых, тёщины блины. Какие есть традиции Масленицы на Белгородчине

Масленичная неделя не за горами! Она начинается в этом году 24 февраля и продлится до Прощённого воскресенья 2 марта, а затем начнется Великий пост. О народных традициях масленичных гуляний на Белгородчине для читателей «АиФ-Белгород» рассказала заведующий отделом развития Белгородского государственного музея народной культуры Евгения Владыкова.

Фото: Из личного архива

Для невест и молодоженов

Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Евгения Владимировна, расскажите, откуда пришла Масленица и какие с ней связаны традиции на Белгородчине?

Евгения Владыкова: Масленица — исключительно языческий праздник, который приняла в свой календарь Православная Церковь. Этот веселый народный праздник можно с уверенностью назвать семейным. Впереди в течение недели каждый день связан с какой-то традицией — нас ждут «Заигрыш», «Тещины вечорки», «Золовкины посиделки» и «Целовальник».

Фото: Белгородский музей народной культуры

Масленичная неделя традиционно была настоящим праздником для неженатой молодежи. В этот период обязательно устраивали смотрины невест. Деревенские свахи и родители будущих женихов присматривали девушек, знакомились с их родными, обговаривали возможность будущего брака. Пары могли только присматриваться друг к другу.

Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку — первое воскресение после Пасхи — сыграть свадьбу. Считалось что в субботу на Масленичной неделе — идеальное время для сватовства, поэтому чаще всего, если сватались в такой день, сваты получали одобрение от родителей невесты.

Одним из обычаев на Масленицу было привязывать колодку к ноге девушек и юношей, затянувших со свадьбой. Обрубок бревна тянулся, мешал шагать, замедлял движения. Все вокруг видели, что эти молодые люди медлят и не спешат выходить замуж или жениться, за что и терпели колкие насмешки.

Иногда колодку привязывали даже родителям — таким, которые не выдали или не женили своих детей. При этом тот, кому ее привязывали, или его родители, обязательно должны были откупиться от создателей колодки, деньгами или угощением.

— Но и молодые семьи ведь веселились не меньше?

— Да, и первый день Масленичной недели не зря назывался «встречей». В этот день было принято отпускать жен в гости к их родителям. Выйдя замуж, молодая женщина — молодка — очень редко виделась со своей матерью, ну а зять — и подавно. Считалось, что от свадьбы до Масленицы новобрачная жена не должна видеться с родителями, чтобы привыкнуть к новому дому, чтобы к ней присмотрелись. А если к матушке будет бегать — как же тут остепениться, принять новую жизнь?

Вечером в начале Масленичной недели родственники мужа наведывались в гости к родне жены в полном составе. Принимающая сторона должна была расстараться, чтобы, не дай Бог, не обидеть сватов.

Экспозиция народного быта.
Экспозиция народного быта. Фото: Белгородский музей народной культуры

Масленицу называют ещё Сырной неделей, или мясопустной — есть мясо по церковному канону уже нельзя, но молочные продукты еще разрешены. Молодые, обвенчавшиеся в течение прошедшего года, на Сырной неделе обязаны были показаться «всему миру», в определенные дни посетить родных и друзей, уделить особое внимание тем, кто присутствовал на их свадьбе. Традиции нашего края требовали, чтобы нарядные молодые на Масленицу выезжали «на люди» в расписных санях, катались по селу и ездили по гостям. Также они могли весело, под песни, кататься с ледяных гор.

В некоторых селах существовал обычай «похищать» молодую жену. Незамужние подружки усаживали ее на санки прямо в сенях избы и везли кататься на улицу, а домой возвращали только после того, как ее муж давал им откуп. А парни утром могли ворваться в дом, вытащить молодого мужа и закидать его снегом. Об этом говорили: «Молодых зятьев зарывать пойдем!» Жена в этом случае должна была выкупить мужа — поднести «зарывальщикам» щедрое угощение и поцеловаться с молодым столько раз, сколько попросят.

Одним из очень древних масленичных обрядов, связанных с «новоженами», был обычай собирать с молодых «дань на меч», то есть требовать выкуп за жену, взятую из другой деревни. Кроме того, во многих селах молодым устраивали особые смотрины под названием «столбы». Молодоженов, наряженных в лучшие костюмы, обыкновенно в те, в которых венчались, ставили рядами («столбами») по обеим сторонам деревенской улицы или к столбам ворот, и заставляли показывать, как они любят друг друга. Прохожие кричали им: «Порох на губах!» или: «А нуте-ка, покажите, как вы любитесь?», а молодые должны были целоваться у всех на глазах.

«Тещины вечорки» и «Золовкины посиделки»

— Какие еще были традиции, связанные с укреплением семейного уклада?

— По традиции, в среду Сырной недели зятья навещали тещ. Отсюда и пошло выражение «К теще на блины» — ведь блины пекли всю Масленицу в каждом доме. По количеству угощения на столе можно было судить о том, какое отношение к себе снискал зять за прошедший год. Тесть должен был сам забрать и привезти в свой дом долгожданного гостя вместе с женой — их дочерью. В народной традиции зять всегда был для семьи жены как второй сын, а если нет в семье сыновей, то вообще как родной.

Экспозиция народного была в Белгородском музее народной культуры.
Экспозиция народного быта в Белгородском музее народной культуры. Фото: Белгородский музей народной культуры

А вот в пятницу Масленичной недели уже мужья дочерей приглашали тещ в гости и угощали их блинами. Существовало поверье, что, если муж дочери подготовится к встрече с тещей очень ответственно, значит, жизнь молодых сложится счастливо, а мужчина будет щедр по отношению к любимой. Но если зять нарушал обычай, теща могла затаить серьезную обиду. Зятья не просто приглашали тещ на блины, а отправляли за ними упряжку с гонцами, которые отвозили дорогих гостей на застолье.

Кстати, все продукты для приготовления блинов отправляла сама теща. Накануне она собирала посылку со сковородой, половником и кадушкой. Помогал ей тесть — он подготавливал масло и муку. Приходила мама супруги не одна, а с подругами, которым хотела показать, что она вырастила хозяйственную дочь и женила на порядочном человеке.

— Не забывали ведь не только о родителях, но и о других членах семьи, о друзьях?

— Да, в субботу, именуемую «Золовкины посиделки», на шестой день Масленицы, молодые жены приглашали к себе родственниц со стороны мужа и подружек. С незамужними обсуждали сплетни и потенциальных женихов, а также гадали на суженого. А если и хозяйка, и все гостьи были замужем, то разговор шел о домашних заботах.

Важная часть посиделок — богато накрытый стол. Хозяйка должна была удивить гостей своим гостеприимством, щедростью и вкусным угощением.

В воскресенье, по традиции, просили прощения у всех домочадцев, у родных, даже у незнакомых людей на улице. Еще этот день называли «Целовальником», так как, по традиции, после прощения друг друга, нужно было трижды поцеловаться.

В Белгородском уезде, в слободе Жилой, Пушкарной, Кашарах, Савино в этот день выпекали специальные пряники. Их называли «Прощенники», крестные родители дарили их своим крестникам в день Прощеного воскресения.

Память об усопших

— Для масленичных традиций была важна память не только о живых, но и об умерших родственниках?

— Вообще поминовению усопших в народном и православном календарях отведено несколько дней в году. Один из них — суббота перед Масленицей — Вселенская родительская суббота, Парастас, Родительский день или «Малая Маслёнка». Такое название он получил, потому что было обязательно для умерших родных печь поминальные блины. А когда с понедельника начиналась Масленица, первый блин, который снимали со сковороды, было принято отдавать нищим, а те за это должны были помянуть в молитвах души усопших сродников.

Блина на Руси всегда были ритуальным блюдом. Их ели на Масленицу, при поминальных обрядах, на свадебных пирах. Блин символизировал солнце, которое ежедневно рождается и умирает, возрождается к новой жизни. Это означало, что жизнь человека не заканчивалась с его кончиной.

В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших. В старину верили, что магической силой обладает не только первый, но и последний блин, который называли «немой» или «сонный». Хозяйка должна была выпечь его, не проронив ни слова, а затем остудить и положить под подушку, чтобы увидеть в ночь с Прощеного воскресенья на понедельник вещий сон.

Ближе познакомиться с народными традициями празднования Масленицы на Белгородчине, увидеть старинные обряды и услышать масленичные песни вы сможете в Белгородском музее народной культуры. С 24 по 28 февраля мы приглашает всех желающих на фольклорно-игровую программу «Масленичные забавы» (тел. для справок 32-21-23).

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ читаемых

Самое интересное в регионах