Аргументы и Факты
bel.aif.ru
16+
Белгород
Аргументы и Факты
bel.aif.ru
16+
Белгород
Примерное время чтения: 12 минут
26

Волшебство родом из детства. Почему взрослым нужно ходить в театр кукол?

Александра Кожевникова / АиФ

Верите ли вы в волшебство? Сохранили ли вы в себе способность ожидать чудес, как в детстве? Возможность встретиться со сказками могут подарить нам книги, фильмы, мультфильмы. Но выделяется в этом ряду не просто театр, а кукольный театр, где мы можем встретиться с ожившими куклами, с магией детских воспоминаний. Ведь так хочется иногда вернуться туда, где небо было светлее, а деревья больше.

В преддверии самого волшебного праздника, Нового года, корреспондент «АиФ-Белгород» встретился с людьми, которые создают сказку и показывают её юным фантазёрам и взрослым волшебникам — сотрудниками Белгородского театра кукол.

Как рождается сказка?

Мы поговорили с человеком, от взгляда которого во многом зависит сам спектакль: какая история будет рассказана, какие куклы и какие артисты выйдут на сцену. На наши вопросы ответил главный режиссёр театра кукол Михаил Климчук.

Фото: АиФ/ Александра Кожевникова

Первый и один из важнейших шагов при подготовке к новому спектаклю — поиск материала. Предпочтение чаще отдаётся классике: «Красная Шапочка», «Сказка о царе Салтане» или «Золушка» — они уже знакомы зрителям и всегда вызывают живой интерес. Однако выбор может быть и за художественным руководителем, который ставит конкретную задачу перед коллективом, выбирая новую пьесу. Сотрудники учреждения проводят опросы, где белгородцы могут поделиться своими впечатлениями и рассказать, какие спектакли хотели бы увидеть в театре.

«Хоть классика — самое популярное направление, но предложить что-то новое, но не менее интересное, всегда будет брать верх», — говорит Михаил Викторович.

Самый сложный этап в постановке спектакля, по признанию режиссёра, — работа с художником. Режиссёр старается передать художнику свои мысли, чувства, «картинки», возникшие при чтении пьесы. Художник, в свою очередь, изучает материал, сравнивает свои представления с видением режиссёра и начинает создавать эскизы декораций и кукол. Это процесс сложный и долгий, сопровождается дискуссиями и доработками, с корректировками и новыми идеями. Бывает, режиссёр не соглашается с видением художника, и тому приходится начинать всё заново. А иногда и художник может настоять на своём, и режиссёр принимает его точку зрения. Весь это долгий диалог приводит к единому художественному решению, и тогда рождаются куклы — начало нового спектакля. Только после этого в руках актёров куклы оживают.

Фото: Белгородский театр кукол

По словам Михаила Климчука, часто он, выбирая пьесу, уже представляет, кто из актёров мог бы сыграть ту или иную роль, основываясь на данных актера, его внешности, темпераменте. И часто кукла становится как бы продолжением актера.

Самое интересное при подготовке спектакля, по мнению Михаила Викторовича, — репетиции и работа с актёрами. В идеале режиссёр объясняет, актёр понимает и воплощает. Однако режиссёру приходится и самому выходить на сцену и показывать, как и что нужно делать. Здесь помогает опыт актёра-кукольника.

Среди постановок Михаила Климичука выделяются спектакли «Говорит Ленинград», «Планета Светлячка» (6+), недавние премьеры «Сказки Поднебесной» (6+) и «Озарённый первым салютом» (6+). И зрителями этих спектаклей стали не только дети, но и взрослые.

Фото: АиФ/ Александра Кожевникова

Например, спектакль «Говорит Ленинград» (12+), основанный на поэзии Ольги Берггольц, переносит нас страшное время блокады, напоминая о героизме и стойкости советских людей во время войны. Реакция зрителей на этот спектакль была чрезвычайно эмоциональной. По словам актёров, после представления зрители десять минут не отпускали их со сцены, аплодируя стоя.

«Озарённый первым салютом» посвящён всем белгородцам, живущим в прифронтовом городе, и ещё раз напоминает, как важно знать и помнить историю своей страны, своего народа, чтобы выдержать тяжёлые испытания сегодняшнего дня.

В ближайших планах — работа над произведениями Михаила Щедрина. Коллектив испробует в ней новую для театра форму — «читакль», нечто среднее между театральной читкой и полноценным спектаклем.

Оживляем неживое

Фото: АиФ/ Александра Кожевникова

После мы зашли в бутафорский цех. Именно там идеи режиссёра и художника воплощаются в реальность: рождаются куклы, декорации, костюмы. Здесь работают модельер, столяр, механик-конструктор, скульптор, мастерицы на все руки. Когда заходишь сюда, испытываешь вначале недоумение: вокруг царит творческий беспорядок: ткани, готовые или ещё не совсем куклы, костюмы, декорации, самые разные рабочие инструменты. Понимаешь: увидеть в этом особый порядок могут только хозяева мастерской. Сразу бросаются в глаза портреты мастеров, нарисованные ребёнком — 10-летней дочерью бутафора Натальи. Это создаёт непринуждённую атмосферу детства.

Фото: АиФ/ Александра Кожевникова

Как в любом цеху, работа идёт по плану. Месяц-полтора готовятся куклы. Но изготовление кукол — процесс творческий, художественный, поэтому не всегда всё идёт гладко.

«Всё непредсказуемо. Кукла может „вредничать“, её делаешь, а она не получается. Приходится с ней долго возиться — „уговаривать“. Иногда меняемся куклами с коллегами. Тогда они начинают „поддаваться“. А с некоторыми куклами идёт всё как по маслу», — с улыбкой подмечает художник-скульптор Татьяна Ещенко.

Фото: АиФ/ Александра Кожевникова

Во время беседы с Татьяной Григорьевной мастерицы Наталья и Елена не переставали работать, готовя костюмы к новогоднему представлению. Самая кропотливая работа, которую мы увидели, — шитьё хвостов на костюмы животных: белок, зайцев, лисичек. Как рассказали бутафоры, часто на изготовление одного костюма уходит меньше времени и сил, чем на одну деталь. Художник-модельер Ирина Барыбина рассказала, что в этом году новогодние костюмы переполнены разными деталями, именно на них тратится очень много времени.

«Основа костюмов достаточно легка в шитье, а вот рюшечки, пуговички, воланы, подчёркивающие образ персонажа, энергозатратны», — подметила мастерица.

Много сил и фантазии требуется и на изготовление декораций. Они бывают легкие — деревянные, а могут быть и металлическими. Так, к спектаклю «Преступление и наказание» по Достоевскому пришлось нары для Раскольникова варить из железа. А кукол для этого спектакля изготовили почти в человеческий рост.

«Куклы выглядели пугающе, как живые люди», — добавили бутафоры.

Мастер Татьяна Григорьевна призналась, что к куклам за время подготовки «прикипаешь» душой.

Фото: АиФ/ Александра Кожевникова

«Конечно, есть любимые. Следишь за их выступлением, как за собственным ребёнком на утреннике, радуешься, когда другим тоже нравится», — смеётся наша собеседница.

Каждый пришёл в кукольный театр «по судьбе», у каждого своя долгая история. Например, наша собеседница пришла в театр в конце 80-х. По собственным словам, Татьяны Ещенко, она долго варилась, перебродила и теперь поняла, что нигде больше не смогла бы работать.

Оглядываемся, выходя из бутафорского цеха, и вдруг приходит мысль, что наши героини слово феи из сказки, которые готовят волшебные предметы.

Пропускаем эмоции через себя и направляем в куклу

В конце встречи с театром кукол мы поговорили с молодым актёром Валерией Шевченко, которая пришла в «кукольный мир» в 2022 году. Девушка призналась, что начало было тяжёлым, ведь она на драматического актёра училась, а не на актёра-кукольника.

«Драматический актёр находится в предлагаемых обстоятельствах, тогда как актёр кукольного театра должен пропустить эмоции через себя и направить их в куклу, чтобы она ожила, а не ты», — рассказала Валерия.

Привыкнуть к новой кукле сложно из-за различий в весе и механике управления. Актёру-кукольнику приходится физически тяжело: часто рука затекает, оттого что её держат поднятой, особенно если кукла тяжёлая или рука отвыкла. Однако постоянные репетиции помогают в процессе. Зато как интересно наблюдать, что кукла «оживает в твоих руках».

Фото: Белгородский театр кукол

На вопрос, как актёры справляются с усталостью на сцене, Валерия рассказала, что коллектив начинает подшучивать друг над другом.

«Зрителю, конечно, этого не видно и не слышно. А нам, актёрам, это помогает не только отвлечься от усталости, но и тренировать самодисциплину, что очень важно при выступлении», — подметил актёр.

Сейчас декабрь. Мы все ждём новогодних чудес, а в канун праздника загадываем добрые желания. Волшебство всегда можно найти рядом с нами: это и хорошие собеседники, чашка ароматного чая или крепкого кофе для хорошего настроения, снег, которого так долго ждали. Но если вдруг вы потеряли веру в волшебство, вспомните своё детство и кукол, которые могут оживать и дарить нам радость.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ читаемых

Самое интересное в регионах