Примерное время чтения: 5 минут
441

Для особенных детей. Как работает инклюзивный театр в Белгороде

Александр Лобынцев / АиФ

23 апреля в Белгороде прошла открытая репетиция театральной студии для детей с аутизмом «Синяя птица». Художественный руководитель творческой студии Татьяна Климачкова рассказала корреспонденту «АиФ-Белгород», как юные артисты готовятся к премьере спектакля.

Инклюзивный – это какой?

Белгородская инклюзивная творческая студия существует на базе общественной организации «Синяя птица». В театральной труппе занимаются 12 детей, восемь из которых – с ментальными нарушениями.

«Всего у нас занимаются восемь особенных детей и семь «нормиков». Хотя специалисты рекомендуют, чтобы обычных детей было больше, чем особенных. Тогда особенные впитывают социально-приемлемое поведение и привычные большинству людей реакции», - поясняет Татьяна Климачкова. 

По словам режиссёра студии, не все люди сразу понимают, что такое инклюзивный театр. Здесь занимаются здоровые дети и те, у кого диагностировано расстройство аутистического спектра.

«Недавно мы с ребятами выступали в институте культуры: давали мастер-класс на кафедре актёрского мастерства. Для меня было большим удивлением, что практически никто из присутствующих студентов не знал, что такое инклюзивный театр. Поэтому мы поставили себе задачу на будущее – рассказать о нас как можно большему количеству людей», - делится Татьяна.

На вопрос, как удаётся привлечь внимание детей и заставить их слушать и слышать педагога, Татьяна отвечает, что на самом деле это сложный процесс несмотря на то, что на занятия дети бегут с удовольствием:

«У особенных детей практически у всех отсутствует образное мышление. Когда я впервые пришла в «Синюю птицу» в качестве волонтёра, то подготовила ряд упражнений для подопечных и предложила им несложную игру: представить, что у них в руках находится волшебная коробочка, которую нужно поставить на коленки, открыть и достать оттуда воображаемый предмет. Дети были в ступоре. Потом со временем, конечно, мне пришлось перестраиваться и пытаться найти с ними контакт», - рассказывает режиссёр.

По её словам, даже обычная игра в салки для них – очень сложный процесс. Но энергии у таких детей, как правило, так же много, как и у обычных.

«Театр помогает особенным детям осознать, как правильно себя вести и выстраивать коммуникации с другими людьми. Они начинают понимать, например, что, если тебе улыбаются, в ответ тоже нужно улыбнуться», - говорит Татьяна Климачкова.

«Айболит, Бармалей и рок-н-ролл»

Сейчас юные артисты готовятся к новой постановке «Айболит, Бармалей и рок-н-ролл». Премьера спектакля должна состояться в конце мая.

«Сейчас ещё не всё понятно, нет костюмов, нет части реквизита и некоторых артистов. Такой у нас рабочий процесс: дети периодически болеют, кто-то уезжает на реабилитацию», - объясняет режиссёр.

Музыкальный спектакль без слов предназначен для уличной сцены. Как рассказывает Татьяна, театрализованное представление – особый язык общения детей. Поэтому постановка интерактивная: во время выступления артисты могут подойти к зрителю, пригласить на танец или заставить улыбнуться. Каждая репетиция для подопечных – это уже большое событие.

«У этих детей очень разный способ коммуникации. Ребята живут в другом измерении сознания, и хочется это достать и показать другим. Кто-то выражает свои эмоции через крик, кто-то через смех. Некоторые могут просто никак не реагировать, игнорировать тебя. И это сложно для педагога. Но они делают это не из злости, а просто потому, что так чувствуют мир. Такие дети ломают социальные стереотипы. Отношения с ними выстраиваются совсем по-другому, - говорит руководитель студии. - У нас не было ни одного одинакового спектакля. Каждый раз на сцене к своей роли они добавляют что-то своё. И когда ты это видишь, это непередаваемое чувство».

Большую часть практических знаний, как работать с особенными детьми, Татьяна Климачкова почерпнула у московского интегрированного театра-студии «Круг II». Педагог обучалась у режиссёра Андрея Афонина.

«Именно он помог понять, каким должно быть отношение к особенным детям, и как с ними можно заниматься, чтобы двигаться дальше. Работа с такими детьми – это труд над собой. Если вы испытываете к ним жалость, то лучше с ними не работать вообще», - делится Татьяна.

О помощи Фонда президентских грантов

Творческая студия существует в основном за счёт грантов. Первую материальную помощь организации «Синяя птица» оказали в 2017 году. Тогда деньги решили потратить как раз на создание детской театральной инклюзивной студии, которая сегодня разрослась до целого Ресурсного центра поддержки творчества, досуга и полезной занятости для детей. Сейчас во всём Центре занимаются 74 ребёнка с особенностями.

 «Мы помогаем и родителям детей с ментальными нарушениями. Как правило, у них очень часто наступает эмоциональное выгорание, депрессии. Некоторые не могут справиться и принять диагноз ребёнка, начинают жить только ради детей и совсем забывают о себе. Поэтому мы организуем им курсы психологической поддержки, культурно-досуговую деятельность и прочую помощь», - говорит Татьяна Климачкова.

На сегодняшний день центров с таким набором творческих кружков, как в «Синей птице», в России пока нет больше нигде. В Центр постоянно приезжают обучатся педагоги из других регионов – от соседнего Губкина до Улан-Удэ. Проект реализуется именно с использованием гранта, предоставленного Фондом президентских грантов.

В планах у Центра организовать поддержку своих подопечных после их совершеннолетия, так как на данный момент «Синяя птица» помогает только детям, подросткам и их родителям. По словам Татьяны, помощь особенным людям нужна и во взрослом возрасте.

«Мы не хотим бросать наших ребят, поэтому будем искать какую-то возможность в будущем помогать подопечным. Я надеюсь, что когда они вырастут, у них появится возможность получить творческое образование», - говорит режиссёр студии.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ читаемых

Самое интересное в регионах