Литературно-музыкальная гостиная, прошедшая 20 января в соборном зале Белгородской митрополии, называлась «Святочный вечер» и была посвящена праздникам Рождества и Крещения Господня.
«Крещение - это всегда обновление, когда мы «смываем» грехи и получаем духовную силу, - сказал митрополит Иоанн, встречая гостей. - Господь сотворил Адама, но Адам нарушил заповедь Божию, тем самым положив предел между Богом и человеком через первородный грех. Человечество несло печать этого греха, и нужен был кто-то, кто примирил бы человекам с Богом. И вот Бог посылает Сына Своего Единородного, и Он воплощается. Праздник Рождества Христова - это прежде всего знак примирения человека с Богом, восстановления достоинства человека как высшего творения Божия».
По словам Владыки Иоанна, от Адама начался отсчёт того мучительного пути, который проходит человечество к возможности спасения. И вот приходит Христос, и, достигнув возраста 30 лет, когда, по законам Израиля, можно было проповедовать, он идёт креститься на Иордан, там Его встречает Иоанн Предтеча , вся жизнь которого была посвящена лишь одному - узнать, кто же есть Мессия. И именно в этот момент происходит Богоявление, когда с небес Бог-Отец говорит : «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Сын Божий - Христос- крестится во Иордане, и Дух Святый «в виде голубине» снисходит на Него. Это явление Пресвятой Троицы в Крещении и даёт название празднику «Богоявление». Через это устанавливается и Таинство крещения как залог рождения нового человечества. Христос - это новый Адам, и от Него оно начинается .Это мы, христиане, которые рождены для Царствия Небесного через омовение первородного греха, переданного по плоти, троекратным погружением в воду. А в Таинстве миропомазания совершается великое наполнение человека, как сосуда, дарами Духа Святаго.
Владыка Иоанн напомнил также, что крещенскую воду называют «великая агиасма» (по-гречески «агиасма» означает «святыня»). Когда был Великий потоп, всё человечество погибло, кроме праведного Ноя и его семьи.И воды потом ушли в недра земли, взяв с собой грехи человеческие.
«Если ознакомиться с эпосами древних народов, вода долгое время представлялась как некое вместилище тёмных сил, как стихия, которая таит в себе угрозу для человека, - сказал Владыка Иоанн. - Так было до тех пор, пока Христос не вошёл в воды Иорданские, тем самым Он освятил водную природу, и она из мёртвой воды Великого потопа превратилась в воду живую. Христос берёт на себя грехи мира и возносится на Кресте для искупления рода человеческого. Поэтому важно понимать, что крещенская вода - это вода жизни, вода обновления, вода, которая позволяет человеку духовно укрепиться и приносит радость».
Праздничным в этот вечер было всё - и картины, и песни, и музыка. Гости увидели красочную выставку работ художника из Борисовки Александра Иванова. Прозвучали стихи Натальи Дроздовой и Ланы Ясновой. Песни из нового альбома, музыку к которым написал Митрополит Иоанн, исполнили солисты филармонии Иван Белыш, Арина Гюнтер и Галина Зольникова. Открытием вечера стал ансамбль народной песни «Слобода» из Старого Оскола.