О народных традициях зимних праздников «АиФ-Белгород» рассказала этномузыколог, научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры, доцент кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры, руководитель фольклорного ансамбля «Ладовицы» Наталья Кузнецова.
Колядки, щедровки и виноградия
Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Наталья Станиславовна, расскажите, как вы изучаете народные традиции?
Наталья Кузнецова: Я занимаюсь народной музыкой с момента окончания училища в1996 году. С этого времени регулярно ездила в экспедиции во многие сёла. За моими плечами более ста экспедиций и сёл, выпущен сборник, написана диссертация - в общем, я занимаюсь этим профессионально, посвятила этому всю жизнь, собираю и изучаю музыкальный фольклор Белгородчины.
- Приближаются новогодние, рождественские праздники. Святки– это длительный и радостный период. Расскажите, как их традиционно отмечали на Руси?
- В году много таких периодов - это и Масленица, и Пасхальные праздники, и Троица. Святки длятся две недели, и в смысле музыкального наполнения это самый яркий период. Потом в течение года уже не будет столько специальных песен, приуроченных и озвучивающих какой-либо другой календарный период.
В нашем крае, как и по всей России, это время называется «святые вечера», когда родился Христос, и «страшные вечера» - накануне Крещения. Обряды наши типичны - такие же фиксируются на обширной территории нашей страны. Это вечерние обходы дворов колядовщиками с исполнением специальных песен в канун Рождества. В канун Васильева вечера ходили второй раз, пели «щедровки» и «виноградия» - те же песнопения, но с другими припевными словами.
К Крещению у нас готовятся - убирают дом, выносят мусор, ведь на Святки нельзя ничего делать: ни шить, ни прясть, ни мусор мести. Из церкви приносят свечу - крещенский огонь – и выжигают ею кресты на матице (опорной перекладине, на которой держится весь дом – ред.). На Крещение у повсеместно делают «иордани» - они были разных форм, например, где-то вырезали крест во льду.
Ещё в Рождественский сочельник жгут пурину - солому, ветки, - выносят их на улицу с внешней части дома или во двор и жгут костёр. Когда мы спрашивали в селах, зачем, нам поясняли: «Родителям ноги греть», имея в виду почитание умерших. В украинских селах тоже есть подобный обычай, там говорят: «Христу ногу греть».
Само слово «сочельник» на Белгородчине употребляют редко. Еду, которую подают в этот вечер, называют не «сочиво», а «кутья». Она бывает «бедная» и «богатая». «Бедная» - перед Рождеством, поскольку завершается пост, «богатая» - перед Крещением, поскольку идут святки.
- А как в народе праздновали Новый Год?
- Новый год отмечали 13 января. В экспедициях, когда мы спрашивали у бабушек, какие были традиции, они всегда говорили про вареники, колядки и посевальщиков. Ещё гадали, устраивали молодёжные посиделки, ритуальные бесчинства. И это есть кое-где по сёлам и до сих пор.
Под Рождество ряженые ходили колядовать, а потом собирались и всё, что наколядовали, делили и вместе съедали. Для этого специально снимали избу вскладчину, где потом и гуляли.
Исследователь Анна Басаргина рассказывала, что, если колядовщиков не одарили, молодёжь могла заложить печную трубу или поставить телегу на крышу. Однажды даже вынесли ворота и поставили их в «суточках» - это такой маленький переулок между домами. Хозяин ехал домой пьяный и наткнулся на них. Он не понял, куда въехал, и чуть с ума не сошёл, так испугался. Ведь в народе говорят, что под Рождество и Крещение особенно шалит нечистая сила. Был даже запрет выходить из дома вечером накануне этих дней. Он существует и сейчас. В сёлах говорят: «Нечего шлындать», и не пускают из дома детей.
Молодёжные ритуальные бесчинства были нормой поведения. Как пишут многие учение, они символизировали хаос, деструкцию мира, вслед за которыми начинает наводиться порядок. Вот этот хаос изживания, смерти, уничтожения всего и сиюминутное рождение Бога и мира как раз и проявляется наилучшим образом в святочных обрядах. И потому молодёжь становится главным творителем всех событий.
«Бабушки в деревнях не знают про Деда Мороза»
- Как составлялись колядки?
- Колядки в принципе одинаковы в своей структуре, об этом впервые написал Владимир Пропп в своём труде «Русские аграрные праздники». Он выявил основной сюжет колядки. В ней есть зачин: «Мы ходили, блудили, из-под тёмна леса, приблудили ко двору». Затем начинают величание: «А Иванов-то дом –«закамешный» дом, тын железный, ворота с замком». Величание - это основная часть в колядках, а потом начинаются требования: «Не дадите пирога - мы корову за рога, не дадите пышки - мы свинью за лодыжки, отведём в кабак и пропьём за пятак».
Ученые считают, что колядовщики – это по сути родители, души предков, пришедшие к нам домой. Об этом свидетельствует и их облик - ведь они не зря стремятся нарядиться во что-то старое, изношенное. В колядках поется, что они «пришли издалека», как бы символизируя иной мир.
Сейчас по домам ходят дети, и их одаривают конфетами или деньгами. Эта традиция не архаичная, но явно связанная с рождественской. Надо сказать, что и новогодняя ёлка, и Дед Мороз - это не народные традиции. Дед Мороз - вообще очень поздний персонаж, бабушки в деревнях про него не знали. Они только ставили кутью на подоконник со словами: «Мороз, мороз, не морозь наш овёс, иди кутью есть!». Но это скорее обращение к духам предков, которые регулируют погоду.
- В первое утро Рождества ведь тоже была своя традиция?
- Да, это кардинально иное решение - как выпроводить родителей, которые нас навестили, распрощаться с ними, как начать новый год. Для этого проводили обряд посевания. Если колядовщики приходили ночью, то посевальщики - рано утром, с первыми петухами. Они не ряженые и могли зайти в дом, а колядовщики оставались под окном как чужие. Они не кричали, а спокойно спрашивали: «Разрешите посевать?» - и сыпали в дом зерно со словами: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю».
Есть и другие тексты: «Ходя Илья на Василья/ Кто его знае, иде он бувае/ Дева Мария по полю ходила /У Бога просила: /Зароди, Господи, жито, пшеницу/ Всякую пашницу, /На лён, на замашки,/На белые рубашки». Это посевальная припевка из села Шелаево Валуйского района Белгородской области.
В селе Роговатое Старооскольского района есть такая традиция: под столом чертят круг с точками, «чтобы цыплятки велись», и утром, когда приходят «посевальщики», их просят «поквохтать под столом» - то есть посыпать это зерно под стол и сымитировать куриное квохтанье. Всё это делается для того, чтобы в новом году у птицы был приплод. Такой же круг с точками чертят и на обратной стороне входной двери для плодородия скота.
Посевальщиков ждали, угощали, зерно не убирали, а сметали в угол. При этом нельзя сказать, что этот обряд направлен только на изобилие. Всякое обсыпание в славянской традиции может быть сопоставимо с обливанием водой, а стало быть, с очищением, символами смерти и возрождения. Как при крещении мы, погружаясь в воду, как бы умираем и возрождаемся заново.
Поблюдны песни
- В России очень много традиций святочных гаданий – а как гадали на Белгородчине?
- На Святки обычно гадали и пели при этом поблюдны песни. В селе Меловое Ракитянского района, как рассказывали его жительницы, под Старый новый год или Крещение девки собирались, чтобы погадать. Они снимали хату на краю села, несли воду из колодца - в тишине, не оборачиваясь и ни с кем ни разговаривая. Воду выливали в блюдо, и в него же складывали свои предметы - кто кольцо, кто серьги. Как правило, хозяйка избы выступала в роли гадалки. Пели специальные загадки, а она вынимала предметы и трактовала ответы, не всегда однозначно.
Сегодня для нас загадки стали детским жанром, а ведь, если вдуматься, это очень интересное явление, потому что на одну загадку порой существует несколько разгадок, и знать их могут только свои. Турок, например, не отгадает, что такое «зимой и летом одним цветом». Загадки - это пароли на определение «свой – чужой». Те, кто знают ответы, собираются в праздники перед очагом, чтобы продемонстрировать предкам, что они помнят их язык, владеют их заветами и продолжают жизнь.
Вообще я считаю, что мы не очень далеко ушли от тех времён. Мы всё продолжаем делать так же, как и наши предки, но только не рефлексируем по этому поводу. Потому так важно изучать народную культуру - мы ведь до сих по живём по этим законам. Возможно, в нашей жизни что-то оскудело в смысле словарного запаса, песенного обихода, но смысл остался тот же. Мы также на Новый год накрываем стол, чтобы весь год был богатым, также ходим в гости друг к другу, чтобы дом жил, принимал гостей. Наше поведение во многом обусловлено этой наследственной памятью, она впитана от наших родителей, дедушек и бабушек. Мы продолжаем сохранять традиции, чтобы выжить, обеспечить продолжение рода. А традиции ведь направлены не только на обеспечение выживания, они всегда очень красивы.