Примерное время чтения: 20 минут
157

Дом – человек, а не место. Чем живет Центр народного творчества в Белгороде

Сюжет Сохранение культурного и исторического наследия Белгородской области

В декабре прошлого года Белгородский государственный центр народного творчества распахнул свои двери для посетителей после двухлетнего капитального ремонта. Что интересное в его стенах ждёт сейчас белгородцев и гостей города — в материале «АиФ-Белгород».

Преображение пространства

Как учреждение культуры областной Дом народного творчества появился в регионе ещё в 1955 году. После был переименован в Белгородский государственный Центр народного творчества. Его основное назначение — сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение различных культурно-досуговых мероприятий, информационно-аналитическая и методическая деятельность. Центр занял здание ДК «Юбилейного», которое было построено в 1979 году, и с тех пор ни разу не ремонтировалось. Первый капитальный ремонт БГЦНТ был начат в 2021 году. Это ни на день не остановило работу Центра: за два года ремонта было проведено свыше 40 крупномасштабных мероприятий. В рейтинге регионального значения портала «PRO.Культура.РФ» по итогам 2022 года Центр занял 1-е место по числу размещённых трансляций и событий.

Капитальный ремонт длился чуть больше двух лет, торжественное открытие обновлённого здания состоялось в декабре прошлого года.

С октября 2019 года коллектив возглавляет лауреат премии Президента Российской Федерации, вице-президент Ассоциации руководителей домов (центров) народного творчества ЦФО Максим Шапошников.

 

«Ремонт закончен ещё не до конца — кое-что доделывают уже в ходе эксплуатации, — рассказывает Максим Викторович. — У нас очень хороший подрядчик, само здание на гарантии. Глобально после ремонта изменилось всё. Здание наше не просто говорило, а уже кричало о капремонте, не единожды мы рассказывали о том, как у нас был „3D-эффект“ на сцене, когда шёл снег, и по задумке режиссёра он не должен был падать с крыши, но он падал, потому что крыша была в дырах. В здании заменили все инженерные сети, коммуникации. Площадь здания почти 7 тысяч квадратных метров, и всё это пространство теперь отремонтировано. У нас появилось новое оборудование сцены — до ремонта с технической стороны у нас почти ничего не было, был стандартный набор — микрофоны, колонки. Теперь же у нас лучший концертный зал не просто в Белгородской области, а во всём ЦФО — и с точки зрения акустики, и с точки зрения технического обеспечения. Мы как раз попали в тот период, когда начали вводить санкции, и по проекту у нас должно было быть итальянское оборудование, а по факту установили отечественное — в Екатеринбурге производится отличное звуковое оборудование, ничем не хуже импортного».

Торжественное открытие Центра после капремонта в декабре 2023 года.
Торжественное открытие Центра после капремонта в декабре 2023 года. Фото: Белгородский центр народного творчества

По словам директора, изменения, в первую очередь, почувствовали сотрудники — а их здесь 190 человек. В Центре работают 25 разножанровых творческих коллективов, организованы кружки, секции и курсы.

«Изменилась сама философия людей, по крайней мере, я так ощущаю, — говорит Максим Шапошников. — Теперь любая точка Центра народного творчества стала местом для творчества, для человеческого творческого высказывания. У нас появился, наконец, выставочный зал, это наша гордость, мы его давно хотели, он был категорически нужен для экспонирования работ мастеров декоративно-прикладного творчества. В тех выставочных залах, которые уже есть в Белгороде, наши мастера часто попадали в „неформат“, ведь музейные выставки и картинные галереи, прежде всего, берут работы профессиональных художников, это их специфика. Наши народные мастера раньше не имели площадки, где они могли бы представить свои работы достойно, так, как они этого заслуживают. Теперь же в выставочном зале мы можем экспериментировать, что и показали две наших первых выставки».

В память о художнике и о поэте

В марте в Центре проходил цикл мероприятий на выставке «Путь в новое» к 145-летию художника-авангардиста Казимира Малевича. Для посетителей Максим Шапошников устраивал авторские экскурсии «К Малевичу - через кабинет директора», рассказал о самых ярких периодах жизни и творчества художника, представлял работы белгородских и нижегородских художников. Поделился своей версией феномена «Чёрного квадрата», рассказал о вещах, которыми мы пользуемся в быту и на работе авторства Малевича. «Вдруг поняли, что Малевич — народный художник, и это отражено в выставочных работах современных мастеров и художников. Отрадно, что есть такие белгородцы, которые продолжают творить в духе этого революционера в искусстве и соединять авангард и традиционное творчество», — рассказал о выставке директор Центра.

Максим Шапошников представляет выставку "К Малевичу - через кабинет директора". Фото: Белгородский центр народного творчества

Сейчас к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в Центре открыта даже не выставка, а большое арт-пространство.

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

«Мы назвали его „37/бесконечность. Наше высказывание о нашем всём“, — говорит Максим Викторович. — З7 лет прожил поэт и оставил после себя бесконечность. Выставки, которые мы представляем, это не просто демонстрация работ, это всегда высказывание на определенную тему. Сейчас к юбилею Александра Сергеевича, когда мы открывали выставку, мы устроили перформанс: закрыли зал, и перед тем, как впустить туда посетителей, из зала навстречу им вышли герои в образе Александра Сергеевича, Натальи Николаевны, Геккерна, Дантеса.

Фото: Белгородский центр народного творчества

Мы нашли малоизвестное стихотворение Пушкина и сделали его заглавным в нашей выставке — „Простишь ли мне ревнивые мечты...“. Оно написано в 1821 году, задолго до встречи с Дантесом на Черной речке, и оказалось пророческим».

Выставочный зал разделён условно на две части, первая — это выставка народного творчества, где представлены работы художников и народных мастеров со всей Белгородской области, в разных техниках, разных жанрах. Когда идут экскурсии, звучит музыка из фильма Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Вторая часть выставки — это как раз высказывание о Пушкине: за чёрными шторами абсолютно белое пространство, свечи, перо и чернила — именно такова, на взгляд организаторов выставки, творческая вселенная поэта.

Фото: АиФ/ Татьяна Черных

И ещё один зал — «страсти Александра Сергеевича».

«Главной его страстью была, естественно, поэзия, но не менее важной в жизни была его Ташенька, жена Наталья Николаевна, и на выставке ее можно увидеть, и, кстати, за выставку она уже второй раз меняет свой гардероб, — говорит Максим Шапошников. — Рядом мы поставили карету, в каких она выезжала на балы, где и блистала. Конечно, наша модель не совсем передаёт всю красоту Натальи Николаевны, но мы пытались. Этот зал — это и история дуэли, есть здесь связанная с ней инсталляция со стихами поэта, и пятнами — нет, не крови, а вина».

Взгляд в прошлое

Особенность обновленного Центра в том, что теперь все общественные пространства, которые здесь есть, — это выставки и фотозоны, начиная с фойе. «Дом там, где сердце», «Дом — человек, а не место», «Красота — это ты» — такие высказывания здесь можно прочитать. Здесь проходят перформансы и другие малые формы работы с посетителями, ведь в силу оперативной обстановки массовые мероприятия не проводятся, можно приглашать не больше 30 человек одновременно, чтобы обеспечить безопасность. Но люди заходят сюда и просто так, по пути на пляж, например, и двери для всех всегда открыты. Ведь дворец и создан для людей. Окна были украшены фотографиями героев к 9 мая — наш Бессмертный полк — и их не убрали, а к юбилею Пушкина в нижних окнах добавили силуэты с подсветкой, они замечательно смотрятся вечером. Это всё для того, чтобы и люди, которые идут и едут мимо, видели, что Центр живёт и действует. Даже на остановке общественного транспорта возле Центра размещены народные костюмы с QR-кодами, и люди, ожидая автобус, могут почитать их историю.

В атриуме на втором этаже есть выставка народного костюма «Взгляд в прошлое». Стоят манекены в нарядах, в каких ходили по большим праздникам наши предки, а вместо лиц у них — зеркала. Подходите — и видите себя в народном костюме.

Фото: АиФ/ Татьяна Черных.

«Мы всегда придерживаемся такой философии: мы не смотрим в прошлое только ради прошлого, благодаря прошлому мы можем понять, почему мы такие в настоящем, — говорит директор Центра. — Почему у нас такие длинные, протяжные народные песни со множеством куплетов? Потому что поля у нас бескрайние, и труд на них был тяжелый, и чтобы этот труд хоть как-то себе облегчить, люди пели. Почему есть фраза «Русские долго запрягают»? Потому что печь топилась долго, а зимой без печи, без тепла не сделать никакого дела по хозяйству, а вовсе не потому, что была лень-матушка. Вот такие вещи надо знать и рассказывать, особенно молодёжи. У нас есть выставка фотохудожников с QR-кодами — наводите на них телефон и попадаете на треки, которые мы записали во время фольклорных экспедиций в тех местах, которые запечатлены на фотографиях. И фотография оживает, когда вы слышите реальные голоса людей, которые там живут. Во время концертов мы миксуем и фольклор, и современное звучание, ведь чистый фольклор в том виде, в котором он представлен в экспедициях, очень тяжело воспринимать неподготовленной публике, тому, кто не специалист в этой сфере. Вот я не специалист, я по образованию режиссёр, и мне тяжело слушать от начала до конца все 44 куплета какой-нибудь народной песни. Поэтому мы миксуем, чтобы, с одной стороны, дух народной песни никуда не уходил, но чтобы он был и актуален в конкретный период времени. Все костюмы мы стилизуем. К церемонии открытия Центра наши сотрудники сделали празднично-парадные костюмы, и в них мы не повторяли народный костюм в чистом виде — мы взяли оттуда элементы, и люди по-другому в них смотрятся, по-другому ощущают себя в этом образе. Если посмотреть на само здание Центра — оно украшено орнаментом Белгородской области, он тоже стилизован, но не чужд нашей фольклорной традиции. Мы же понимаем, что мы завтра не наденем лапти и не будем в них ходить — может быть, и в старину, если бы были кроссовки, люди с удовольствием бы в них ходили, но их не было. Поэтому мы рассказываем, насколько тяжелым был труд в крестьянском быту, что даже обувь надо было сделать самому. И для наших прадедов это даже не считалось серьёзным трудом, ведь «бить баклуши» — это значит не лениться, а готовить заготовки для лаптей».

17 июля будет отмечаться День фольклора, он пройдёт по всей Белгородской области в разных форматах, в том числе онлайн, в силу того, что есть территории, где провести мероприятие физически невозможно и небезопасно. В Центре народного творчества состоится спектакль, премьеру которого покажут на ВДНХ в Москве.

Центр выиграл правительственный грант на создание спектакля «Порушка-Белогорушка», в котором рассказывается история ставшей известной на всю страну песни «Порушка-Параня» через её героев. В нём будут совместно участвовать ансамбль современного танца «Форма» и знаменитый фольклорный ансамбль «Пересек».

Иван Карачаров - руководитель фольклорного ансамбля "Пересек". Фото: Белгородский центр народного творчества

Фольклорное богатство

Центр занимается исследованием фольклора, такова одна из специфик его работы, здесь собрано более 17 тысяч образцов устного нематериального  фольклора – это песни, поговорки, сказания, то есть всё, что было сохранено на протяжении всей истории существования этого культурного учреждения. Всё это сейчас проходит стадию оцифровки и систематизации, составляется электронный каталог. Он пока доступен только для узкого круга специалистов, но в перспективе будет доступен и для широкой аудитории.                     

«Например, я сам родом из Краснояружского района, село Репяховка — и я хочу иметь возможность зайти на электронный ресурс и узнать, какие песни слушала моя бабушка, как отмечали праздники, каким был говор, — поясняет Максим Викторович. — И важно, чтобы эта информация была на доступном языке. Эта работа уже начата, это огромный объём, который требует ресурсов и времени. Плюс есть определённые юридические тонкости — с принятием новых законов о нематериальном культурном наследии мы должны запрашивать разрешение на публикацию у тех, у кого были сделаны записи. А у нас есть образцы, например, 70-х и 80-х годов прошлого века, они еще не перешли в национальное достояние, так как не прошло 70 лет, и найти этих людей-правообладателей сейчас весьма проблематично. Но мы ищем, если не их самих, то их потомков».

Ещё одно важное направление работы — популяризация самодеятельных коллективов Центра. Ещё в пандемию здесь задались целью, чтобы коллективы звучали на мировых площадках электронных сервисов. Сделали мировую премьеру, и сейчас творчество фольклорного ансамбля «Пересек» есть на всех электронных площадках.

Многие творческие коллективы Центра — призёры и победители фестивалей и конкурсов. Шесть коллективов имеют звание «Народный самодеятельный коллектив» и «Образцовый самодеятельный коллектив». Два прославленных коллектива — ансамбль народных инструментов «Жалейка» и ансамбль народного танца «Былина» — имеют звание «Заслуженный коллектив народного творчества».

Ансамбль народных инструментов "Жалейка". Фото: Белгородский центр народного творчества

«Белгород в сердце»

В мае на выставке «Россия» на ВДНХ проходила Неделя народной культуры Белгородской области, организатором которой полностью был БГЦНТ. В один из этих дней по всей выставке проходила акция в поддержку нашего региона «Белгород: наши сердца с вами», организованная дирекцией выставки. На белгородском стенде стояла инсталляция в виде сердца, рядом были пустые сердечки, и люди со всей страны подходили и писали свои пожелания, выражали эмоции. Эту инсталляцию теперь разместили в фойе Центра народного творчества. Сотрудники БГЦНТ также записывали всех желающих высказаться на видео.  

В числе приглашённых был российские поэт Влад Маленко, и он прямо на ходу написал стихотворение, которое тоже представлено теперь в инсталляции с его автографом:

«Это не звёзды, не фонари! Едем! Увидишь сам!

Белгород светится изнутри, словно на Пасху храм.

Крошится мел и звенит стекло, в дым горизонт одет.

Русские люди всему назло вновь обретают свет.

Травы качаются на ветру, отблески за горой.

И защищает Москву-сестру Белгород — брат родной.

Птицы московские так поют, люди так говорят:

«Да расцветет над тобой салют новой победы, брат!»

Рядом представлена аудиовизуальная инсталляция с работами белгородских фотохудожников «Белгород в сердце», осколки снарядов, на которых рисуют дети, как символ победы жизни над смертью. Сотрудники Центра, рассказывая об этих выставках, всегда подчеркивают, что все это — тоже народное творчество и память.

«Всё, что мы сегодня делаем — то, как мы выглядим, как ставим ударения, как мы строим свою речь, как мы живём, — все это когда-нибудь также станет предметом изучения, — считает Максим Шапошников. — Так что говорить о народном достоянии — это говорить про вчера, сегодня и, в том числе, и про завтра».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ читаемых

Самое интересное в регионах