Примерное время чтения: 7 минут
511

Поедем дороже? В Белгороде обсуждают повышение платы за проезд в автобусах

Белгородские власти обсуждают вероятное повышение стоимости проезда в общественном транспорте. Как заявил замгубернатора Владимир Базаров, цена на проезд в Белгороде сейчас значительно ниже, чем у соседей по Центральному Черноземью.

Расходы возросли

По словам Базарова, реальная стоимость проезда — 58 рублей. Последний раз стоимость проезда в общественном транспорте повышалась пять лет назад. С тех пор цены на бензин, шины, запчасти и другие расходные материалы существенно выросли.

«Это не значит, что мы будем поднимать стоимость до 58 рублей. Сейчас вопрос рассматривается», — подчеркнул замгубернатора.

Напомним, что сейчас в областном центре проезд в автобусе при оплате картой стоит 20 рублей, наличными — 25 рублей.

Какой будет стоимость проезда со следующего года, решит специальная комиссия. Об этом сообщил гендиректор Единой транспортной компании Александр Дударенко. По его словам, из-за санкций некоторые запчасти для автобусов пришлось импортировать через третьи страны с привлечением посредников, что существенно увеличило транспортные расходы.

«За последний год стоимость отдельных запасных частей выросла на 30-40%. На масла и смазочные материалы почти на 80%, шины также выросли в цене», — рассказал заместитель директора по сервису ЕТК Алексей Бесчастнов.

Дударенко также сообщил, что белгородским водителям повысили зарплату с 1 сентября из-за нехватки кадров.

Резкого роста не будет

4 октября министр автомобильных дорог и транспорта Белгородской области Сергей Евтушенко дал интервью на тему проезда, в котором сообщил, что увеличение стоимости проезда неизбежно, но резкого роста тарифа не будет.

По словам министра, тариф не повышался с 2019 года, а инфляция была все эти пять лет. «Подорожали и запасные части, и горюче-смазочные материалы, и стоимость содержания транспорта. Кроме того, часть доходов от продажи билетов направляются на оплату труда сотрудникам. И сейчас стоит вопрос попросту выживания организаций, которые выполняют услуги по перевозкам населения», — подчеркнул Евтушенко.

По его словам, последние два года бюджет области субсидирует перевозки на сумму 1,067 млрд рублей. Сами перевозчики от продажи билетов зарабатывают ненамного больше — 1,2 млрд рублей . То есть, около 50 % стоимости проезда, в зависимости, от маршрута лежит на бюджете области.

Получить же федеральные средства на оплату тарифа просто невозможно. Поддержка федерального центра выражается в приобретении подвижного состава по льготному кредиту, а это самая затратная статья расходов, которая есть у перевозчиков.

Специалисты подсчитали, что сегодня себестоимость проезда составляет 58 рублей. Это экономически обоснованный тариф, который рассчитывается по методике минтранса РФ отдельно для каждого региона. При этом учитываются уровень жизни населения, средняя заработная плата, стоимость запасных частей, ГСМ и другие показатели. Но установить сразу такую цену будет неправильно, считает глава регионального минтранса.

«Предварительно, тариф вырастет не более, чем на пять рублей. Однако,итоговая цифра будет известна только после утверждения комиссии по ценам и тарифам, — сказал Сергей Евтушенко. — Пока датой повышения тарифа рассматривается 1 января 2025 года».

А как у соседей?

Белгородские власти, обосновывая повышение стоимости проезда, ссылаются на опыт других регионов. Как выяснил «АиФ-Белгород», у наших соседей по Черноземью цена на проезд действительно выше, но ненамного. В Курске, например, во всех видах общественного транспорта, кроме такси, проезд стоит 30 рублей при оплате наличными и 27 рублей — по карте через валидатор. Никаких дотаций нет. А ещё в Курске при пересадке из большого автобуса в маленький в течение часа можно не платить второй раз.

В Липецке проезд стоит 34 рубля наличными или 29 рублей пор карте. «Насколько я знаю, никаких дотаций на общественный транспорт нет, плату за проезд повышают постоянно. Я уже на общественном транспорте ездить перестала, с пересадками дороже порой, чем на такси», — говорит липчанка Екатерина.

В Воронеже повысили цены на проезд с 20 июля сразу на 5 рублей, до 31 рубля безналом и 33 рублей наличными. Дотации транспортникам из бюджета не предусмотрены. Есть только федеральные льготы на лизинг техники, благодаря чему идёт обновление подвижного состава.

Экономическое обоснование

«У меня есть дркумент с экономическим обоснованием предыдущего повышения стоимости проезда в общественном транспорте в 2019 году, — говорит координатор регионального общественного движения „За права потребителей в сфере ЖКХ“ Дмитрий Рудов. — Там указаны четыре типа автобусов, причём в газовых автобусах большого класса — ЛИАЗах и НЕФАЗах — себестоимость проезда не 20 рублей, а 15,17 рублей и 16,54 рублей соответственно. В дизельных КамАЗах (это „Маркополо“) среднего класса — 30,03 рублей, а в автобусах среднего класса ПАЗ на бензине 29,69 рублей. А 20 рублей — это средневзвешенный тариф. На каком основании за наличный расчет берут 25 рублей, мне не очень понятно».

Данный документ, копия которого есть в редакции — это официальный ответ на запрос Дмитрия Рудова из департамента экономического развития администрации города Белгорода от 4 февраля 2019 года. В нём указаны категории, по котором определяется себестоимость проезда: нормативная производственная программа по эксплуатации автобусов всех четырёх категорий, нормативы затрат на топливо, ГСМ, ремонтный фонд, на транспортный налог и налог на имущество, на амортизацию подвижного состава, средневзвешенный расчет тарифа стоимости поездки одного пассажира, зарплата водителей, страховые взносы и другие.

«В этом документе сказано, что экономически обоснованный тариф составляет 26,20 рублей, — говорит Дмитрий Рудов. — Сейчас на словах чиновники говорят о себестоимости проезда в размере 58 рублей, при этом никаких расчётов никто не приводит. Закупку современных электробусов также никто не обещает. Так что, как должен выглядеть современный общественный электротранспорт, белгородцы могут пока увидеть только на фотографиях».

Так выглядят электробусы в Москве.
Так выглядят электробусы в Москве. Фото: Из личного архива/ Дмитрий Рудов
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ читаемых

Самое интересное в регионах