В приграничной Белгородской области во время обстрелов и атак беспилотников ВСУ зачастую страдают не только люди и их жильё, но и автомобили. И если с первыми и вторыми механизм компенсации за два года стал понятен, то в случае с машинами вопрос остаётся открытым.
Корреспондент «АиФ-Белгород» пообщалась с генеральным директором организации, которая производит оценку авто, Антоном Мазуром. Вместе с автоэкспертом разобрали — куда обращаться, если ваша машина попала под обстрел, как происходит оценка повреждений, сколько длится осмотр автомобиля и должен ли собственник доказывать из-за чего получены повреждения.
Что делать, если автомобиль пострадал при обстреле?
По словам Антона Анатольевича, если ваш автомобиль пострадал при обстреле или атаке БПЛА, для начала нужно обратиться в управу или к участковому. Управа по месту жительства составляет «стартовый акт» — делают фотофиксацию и акт описания на месте происшествия: где машина стояла в момент ЧП, пострадала она или нет, кто собственник. Эти данные вносятся в электронный единый реестр, который создан в регионе после сильных декабрьских обстрелов.
«Когда автомобиль внесли в реестр — наша организация сразу его видит. Если есть свободные сотрудники, то мы приглашаем собственника на осмотр машины. На движимом транспортном средстве владелец может сразу подъехать на точку осмотра, куда ему удобно — они организованы по городу в разных местах. Однако если транспорт недвижимый, то тогда формируется реестр на перемещение автомобиля с помощью эвакуатора. Эвакуация бесплатна для собственника. Машину перемещаем эвакуатором на те станции технического обслуживания, которым доверяем и с которыми сотрудничаем. Там весь процесс разборки, сборки и полноценной дефектовки проходит также бесплатно», — рассказывает гендиректор организации.
Собственник авто может решить произвести дефектовку у дилера — ему никто не откажет, но будет ли осуществлена компенсация услуг дилера — на этот вопрос в компании точного ответа нет.
Как высчитывается компенсация?
«Ситуации бывают разные: иногда нужно просто снять обшивку двери, иногда — разобрать весь салон, а бывает — снять двигатель и коробку, или разобрать двигатель полностью. За подобную работу у дилера возьмут достаточную сумму, а в наших СТО — это бесплатно», — отмечает Антон Мазур.
Осмотр автомобиля происходит в два этапа, дефектовку делают сотрудники станций технического обслуживания. Они просматривают машину и составляют внутреннюю дефектную ведомость. Затем происходит вторичная дефектовка другими специалистами, чтобы никакие повреждения не пропустить. После этого принимается решение — собирать автомобиль заново или нет.
По словам Мазура, если автоэксперты понимают, что рыночная стоимость работы и материалов, необходимых для восстановления транспорта, без учёта износа, будет превышать рыночную стоимость аналогичного авто на текущий момент, с сопоставимой комплектацией и пробегом, то будет рекомендована к выплате рыночная стоимость аналогичного транспорта. При этом если для восстановления транспорта требуется меньше затрат, то тогда рекомендуют к выплате стоимость восстановительного ремонта.
«Также, если было повреждено оригинальное стекло, то мы считаем рыночную стоимость такого оригинального стекла. Если в автомобиле установлено неоригинальное стекло, незаводское, то тогда подбирается такое же стекло. Это касается и кузовных сталей, бамперов, дверей и остального. При расчёте компенсации не учитывается износ авто. Мы рассчитываем стоимость конкретного стекла конкретной марки. Так, мне нужно посмотреть, какое стекло подобрано изготовителем — с полным подогревом, тонированное или обычное — каждое стекло оценивается по-разному. К каждой машине по конкретному идентификационному номеру нужно подобрать запчасть и уже на основании каталогов производителей сделать расчёт по ней», — говорит Антон Анатольевич.
Если автомобиль владельца сгорел полностью, то также происходит осмотр, рассчитывается рыночная стоимость аналогичного авто и рекомендуется к выплате. Весь метод расчёта сделан в сторону пострадавшего.
Сколько времени занимает оценка авто?
Как отмечает Антон Мазур, длительность экспертной диагностики зависит от того, насколько сильно разбирается машина. Так, полная разборка двигателя занимает много времени, и может продлиться около недели. Если говорить о не слишком серьёзных повреждениях, то в СТО может осматриваться от трёх до пяти машин за один день.
«При этом, допустим, у транспортных средств повреждены стёкла, есть царапины — то объём в день, а у нас уже в сутки, будет больше. Случалось такое, что мы передавали бумаги на компенсацию около 500 автомобилей, просмотренных за неделю — это примерно 75 машин в день. Бывает и около 10 транспортных средств в день — зависит от степени повреждений и осложнений. Например, авто с правым рулём сложнее и дольше оценивать. Также и с новыми современными китайскими машинами — на них часто нет официальных дилерских каталогов с комплектацией», — рассказывает руководитель организации.
Нужно ли доказывать, что машина пострадала при обстреле?
«Наша организация уже давно занимается осмотрами автомобилей, которые были повреждены из-за обстрелов и беспилотников. Поэтому мы знаем о таких повреждениях, которые не характерны, например, для ДТП. Их довольно легко распознать. Одна из наших задач — понять, какие повреждения были получены до такого события и какие получены из-за обстрела. Обычно владелец никак не должен подтверждать, что именно из-за атак ВСУ получено какое-то повреждение. У каждого повреждения есть характерные отпечатки и признаки деформации. При этом если мы видим, что транспорт попадал в ДТП, но собственник это отрицает, мы это проверяем и ремонт ранее повреждённых деталей не делаем», — делится Антон Анатольевич.
По его словам, всё-таки бывают случаи, когда нельзя сделать однозначный вывод — из-за обстрела какое-то повреждение или нет. Тогда компания запрашивает у владельца автомобиля сведения или документальную информацию, которая бы подтверждала, что это действительно из-за обстрела. Как правило, это документы из следственного комитета, УМВД, фотоматериалы или подтверждения от свидетелей.