Как-то Леонид Резцов сделал для сынишкинебольшой деревянный экскаватор с двигающимися стрелой и ковшом. Моделька походила на агрегат, на котором трудился Резцов-старший. Андрюша бодро копал с помощью любимой игрушки песок и думал: «А как же устроен настоящий?». Когда вырос, детское любопытство удовлетворил — вслед за отцом сталмашинистом экскаватора на Лебединском ГОКе.
Не подвёл отца
После обучения Андрей попал «под крыло» к отцу — стал его помощником на восьмикубовом агрегате. Вместе работали около двух лет, пока сын не пересел за рычаги нового экскаватора.
— Азам мастерства научил папа, потом помогал другой профессионал — Евгений Лукьянович Бондаренко, тоже машинист и его ровесник, — вспоминает младший Резцов. — Принципы у обоих были схожи: нужно детально знать устройство своей техники и беречь её. А ещё работать спокойно и аккуратно, потому что в загружаемом авто тоже сидит человек и для каждого из нас смена должна пройти безопасно.
Андрей Резцов считает практику важнейшим делом: работа бок о бок со старшим дала больше, чем сотни часов теоретических занятий. Порой нелегко было вставать в четыре утра на смену и по приезду в карьер сразу идти на осмотр машины. Но и отца подводить не хотел, поэтому старался изо всех сил. Истал настоящим профи.
За 28 лет Андрей успел поработать на несколькихэкскаваторах с объёмом ковша от 8 до 20 кубометров, в сборке трёх из них принимал участие. Стал бригадиром. Предложил немало идей для усовершенствования конструкции агрегатов. Например, как улучшить систему регулировки засова ковша, чтобы увеличить срок службы засова на пару месяцев и ускорить рабочий процесс. Некоторые его задумки даже стали учитывать производители техники для Лебединского ГОКа.
С высоты опыта Андрей с улыбкой вспоминает первые рабочие деньки. Особенно когда наблюдает за действиями сына: Евгений Стебаков продолжил династию и уже полгода трудится в карьере, помогая ему.
Подготовка и поддержка
На выбор Евгения тоже повлияли родители. Парнишка уже успел отслужить в армии и попробовать себя в нескольких профессиях, в том числе дальнобойщика, но в итоге решил освоить горняцкое дело:
— Понимал, что работа машиниста экскаватора сложная. Но шёл со спокойной душой. Знал, что не буду как слепой котёнок: отец всему научит и подскажет, не пропустит ни одной ошибки и филонить не даст, — улыбается Евгений. — Если он за что-то взялся, то доведёт до совершенства, в том числе подготовку учеников.
Перед глазами есть примеры: Сергей Горохов и Александр Красильников, которые начинали на подмоге у Резцова, а теперь сами рулят гигантскими агрегатами. Да и бригаду отец подобрал отличную! Стебаков быстро подружился с коллегами, уже на первых раскомандировках расспрашивал их о труде в забое.
Сегодня Евгений помогает папе во всех рабочих операциях — перемещении экскаватора, добыче и погрузке руды в авто, обслуживании и ремонте.
— Хотел сразу за рычаги сесть, но отец сказал: «Сначала надо машину как следует изучить». Ходил со мной на осмотры. Показывал каждый узел. Научил ремонтировать, детали варить. Потом дал попробовать покопать, — вспоминает парень свою подготовку. — Как-то раз, когда копал, подъехал БелАЗ. Отец говорит: «А попробуй-ка теперь погрузку». И наблюдает, что делаю. Погрузил одну машину, за ней вторую. И пошло-поехало.
Андрей сыном гордится: далеко не каждый всего через четыре месяца может с лёгкостью сесть за руль многотонной машины. А Евгений смог! Видя потенциал парня, Резцов поддерживает и его стремление к карьерному росту.
— Получил высшее образование по направлению «техносферная безопасность», — рассказывает Евгений. — Можно было сразу стать мастером, но отец предложил начать с самых первых ступеней. Самому прочувствовать работу машинистов и их техники, как выстраивается производственный процесс. Сейчас понимаю, что такая практика важна: когда стану мастером или руководителем более высокого звена, опыт позволит совершенствовать работу в карьере, делать её комфортнее и проще для людей, а для комбината — эффективнее.
Семейные принципы
К слову, разные фамилии отца и сына легко объяснить — Андрей познакомился с мамой Жени,когда мальчику было шесть лет:
— Мы сразу поладили с Женей. Делал всё, чтобы он ощущал: я не отчим, а папа, — рассказываетАндрей. — Не зря же говорят, отец — тот, кто воспитал.
С чем бы ни нужно было разобраться — с уроками, общением со сверстниками, ремонтомпервой машины — у Евгения всегда была отцовская поддержка. И даже сейчас, если нужен мудрый совет или подмога, он первым делом приезжает в родительский дом.
— Во всём равняюсь на папу. В том числе в отношениях с близкими. Он любит жену, детей, друзей. Никогда не было такого, чтобы руку поднял или накричал — всегда спокойно обсуждали сложные ситуации и искали решение вместе, — вспоминает Стебаков. — Хочу и свою семью построить на этих принципах.