Пока движение общественного транспорта по выделенным полосам запустили на двух улицах Белгорода.
Примером для подражания стали европейские страны, где подобная система реализуется давно. В Белгороде же масштабную автобусную реформу затеяли год назад, хотя первые заявления о её необходимости звучали с 2016 года. Тогда губернатор Евгений Савченко обозначил главную цель, которую нужно достичь: «Личный транспорт нужно сделать дорогим и неудобным». И вот от слов перешли к делу. Город кардинально перестраивает всю систему.
Большие изменения
Пока речь идёт о двух участках – улице Щорса (изменения ввели от остановки «Водстрой» до пересечения с улицей Королёва) и проспекте Богдана Хмельницкого. Вместо уже привычных кольцевых развязок там появились перекрёстки, новая разметка, дорожные знаки, островки безопасности, приподнятые пешеходные переходы, а также выделенные полосы для автобусов.
Самая масштабная часть проекта – изменение принципов организации и управления движением и существенное сокращение общего времени поездки с учётом ожидания на остановке. С новой маршрутной сетью можно уехать на первом подъехавшем автобусе или троллейбусе в течение 5–10 минут, после сделать бесплатную пересадку на другой маршрут и быстро доехать до нужного места. Для автобусов в Белгороде уже поставили специальные светофоры, которые обычно используются для трамваев. Ещё одно удобство предусмотрено для маломобильных граждан – остановка находится на одном уровне с автобусом.
Понятно, что реализация транспортной реформы невозможна без нового транспорта. В Белгород уже поступила первая партия из 20 новых низкопольных автобусов марки ЛиАЗ. Они работают на природном газе.
«Сейчас мы проводим мероприятия по подготовке к выводу транспорта на линию: регистрируем автобусы, производим процедуру первого техосмотра, устанавливаем терминалы безналичной оплаты, активируем тахографы и систему «Антисон», – отметил генеральный директор ООО «ЕТК» Александр Васильченко. – После проведения всех процедур автобусы будут выходить на линию, ориентировочно с 1 октября».
Есть над чем поработать
Однако внедрение нововведений проходит не так гладко, как хотелось бы. Утром 21 сентября в социальных сетях водители стали делиться впечатлениями после того, как они добрались на работу по новым правилам и схемам. Многие отметили скопившуюся пробку на пересечении Щорса и Костюкова при повороте на «Океан» со стороны центра города. Говорили, что одной полосы движения в центр города для автомобилей недостаточно.
Что касается проспекта Богдана Хмельницкого, то, по мнению автолюбителей, стало очень неудобно. Полосы упираются в выделенки для автобусов, а в некоторых местах они начинаются и заканчиваются внезапно.
А вот урбанист Илья Варламов, который прошлым летом посетил наш город, считает иначе и называет белгородскую транспортную реформу успехом. У себя в блоге он сделал её подробный разбор и сравнил выделенку на Щорса с системой «скоростных автобусов» в Йоханнесбурге (ЮАР) и Боготе (Колумбия).
«Несмотря на то, что есть уже первые успехи, на текущем этапе в Белгороде ещё не скоростной автобус, но важно то, что в мэрии понимают важность развития общественного транспорта как такового, – написал блогер. – Меньше чем за год здесь смогли реализовать очень многое, и останавливаться на достигнутом явно не собираются».
Также урбанист ответил недовольным. По мнению Ильи, пробки возникают из-за того, что люди пользуются личным транспортом, а строительство новых дорог не решит проблему.
Горожане сразу же отреагировали на такие слова. Они заявили, что легко оценивать транспортную реформу с экспертной точки зрения, не живя здесь. Главный аргумент – удалённая от города работа, куда добраться без личного транспорта просто неудобно, а теперь передвигаться на своём авто стало гораздо сложнее.
Будет ли ещё что-то меняться с учётом пожеланий горожан, покажет время. Однако в планах у департамента транспорта и строительства – к концу текущего года сделать выделенные полосы также на улице Преображенской и проспекте Славы.