Встать на стражу души. Белгородский священник — о духовном смысле поста

о.Николай Дубинин / Из личного архива

В эту непростую весну мы вступаем в Великий пост — о том, как пережить это время, и почему сейчас так важно осознавать свою национальную и религиозную идентичность, мы беседуем с настоятелем храма великомученика Феодора Стратилата города Старый Оскола отцом Николаем Дубининым.

   
   

Как преодолеть страх?

Отец Николай Дубинин. Фото: Из личного архива

Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Отец Николай, в этом году Великий пост наступает в особое, очень тревожное для Святого Белогорья время. Как пережить всё это — можете дать людям напутствие?

О. Николай Дубинин: Апостол Павел говорит: где изобилует грех, там преизобилует и благодать. То есть там, где есть, например, тяжелая болезнь, там нужно и самое сильное лекарство, и где умножился грех, где много несправедливости, там умножается и благодать, помощь Божия. Поэтому эта наша весна, с одной стороны, сложна, особенно для жителей Белгорода и приграничных районов, а с другой стороны, мы, наоборот, в скорбях быстрее приходим к Богу, и молитва наша становится сильнее.

У нас есть слово Божие, есть Библия, есть Псалтирь, где псалмопевец царь Давид говорит такие слова: «Возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает, не даст вовек поколебаться праведнику» (Кафизма 7, псалом 54). Это совет, призыв к нам ко всем — возложить на Бога свою печаль, свои страхи, свои скорби, Господу жаловаться и плакать — и Он услышит нас. «Услышит тебя Господь в день печали, защитит тебя имя Бога Иаковля» (Кафизма 3, псалом 19) . Вот так и мы должны поступать.

Если в былые времена всё, что мы могли во время поста — это отказаться от вкусного ужина, и весь наш пост состоял в том, что мы отказывались от скоромной пищи, то в это время, в этот пост нам присовокупляется ещё и возможность помогать ближним. Посещать ПВР, разместить у себя кого- то, кто лишился крова, собрать продуктовую корзину, если кто из знакомых лишился работы — помочь деньгами.

В Библии есть книга пророка Исайи, и в ней такие слова от имени Господа: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой» (Книга пророка Исайи, гл.58, стих 6-8). Так что про пост в Библии говорится очень ярко и ясно, о том, что пост — это не просто воздержание от пищи, а прежде всего — добрые дела. Не уклоняться от просьб, от чужой нужды — а мы сегодня видим, как много людей нуждаются в помощи. Угождать Богу делами милосердия — сегодня это главное.

Подвиг поста

— Как раз о духовном значении поста я и хотела спросить.

   
   

 Пост — это аналог слова «бдение»¸ то есть собранность духовная, а не расслабленность. Ведь если, например, солдат, пограничник, дежуря на посту, заснул, то может быть беда. А мы сейчас увидели, что такое пограничники и их подвиг, когда они отразили все атаки врага, — потому что они были бдительны, были готовы. Вот и в духовном смысле пост — это когда христианин стоит на страже своей души, не позволяя, чтобы в неё проникали страсти, которые нас побеждают и разрушают.

В пост человек, стоя на страже своей души, будет зорче видеть и говорить себе: я не позволю себе сегодня, в такое время, жадничать и отворачиваться от других, не позволю себе сегодня идти развлекаться, когда гибнут мои братья и сестры, мои земляки, не позволю себе просиживать часы перед телевизором, впустую тратя время, когда могу сделать что-то полезное. Я лучше пойду, проведаю людей, которые живут в страхе, поддержу, помогу, может, у кого-то родные воюют, кому-то просто одиноко, кто-то болеет. Поддержка людей сейчас очень важна. Я не стану воскресенье праздно пролёживать на диване — я пойду и приведу детей или внуков в храм Божий, расскажу им о Боге, о Церкви, о том, как надо молиться, как просить Бога о помощи. Когда ты не впустил в свою душу лишнее, что тебя расхолаживает, расслабляет, разрушает, а хранишь, сдерживаешь себя, учишься собой владеть, отражаешь вражеские искушения — вот это и есть настоящий пост.

В старину, когда люди вкладывали свой физический труд именно в добывание пищи, в заработок, растили и собирали урожай, что-то мастерили — было это ощущение, что все плоды трудов окроплены потом и кровью. И в пост люди сокращали рацион, а деньги, которые могли бы потратить на кусок мяса, отдавали бедным. То есть человек, который постился, не просто избавлялся от какого-то лишнего кешбэка — человек, по сути, делился своим потом и кровью, отдавая ближнему часть своего труда Христа ради — и это был подвиг поста — любовь, и любовь деятельная. Вот и нам сейчас надо стремиться к этому. Можно просто абстрактно любить всё человечество— а можно сделать что-то для конкретного человека, и это гораздо сложнее. Святые отцы, особенно праведники нашего времени, например, праведный Иоанн Крестьянкин, или архимандрит Никон Воробьёв, — они говорили, что нам недоступны высокие подвиги древних подвижников благочестия, современные христиане спасаются только милостыней и покаянием в грехах. «Нам оставлено покаяние», — так говорит отец Никон Воробьёв.

— Семь недель идёт Великий пост — какие церковные службы очень важно посетить в это время?

 Поскольку Великой пост — это время интенсивного духовного, молитвенного подвига, то нам нужно для него где-то черпать силы, чтобы не превратить пост в обычную диету. Но и чрезмерного усердия в отказе от пищи тоже не нужно — пост не должен приносить ущерба физическому здоровью. А силы подаются нам через Таинства Церкви — исповедь и Причастие. Причащаться в пост каждое воскресенье — это очень важно, это должно пройти красной нитью через весть пост.

Фото: Из личного архива о.Николая Дубинина

Особое внимание нужно обратить на первую неделю поста, когда в храмах читается покаянный канон Андрея Критского. Важны и Крестопоклонная неделя, и праздник Благовещения, и Страстная неделя — службы Страстной седмицы совершаются единожды в год.

Не дать «перепрошить мозги»

— Вы ведете телеграмм-канал по благословению Владыки Иоанна, направленный, на мой взгляд, прежде всего на молодёжь, тоже своего рода проповедь. А в пост многие молодые люди стремятся начать свой путь к Богу — что для них, на ваш взгляд, особенно важно знать и понимать сегодня?

 Знаете, я не сильно разделяю людей по принципу молодости или зрелых лет — есть и пожилые люди, не нажившие ума, а есть и 16-летние, понимающие, что Церковь — то не просто так, и что вера в Бога —главное в жизни. Да, можно тратить свои дни, пролистывая котиков в телефоне или посмеиваясь с шуток «Камеди-клаб», или, еще того хуже, изучая какие-нибудь коучи. Но мы должны понимать, что нас формирует то, что нас наполняет. Как если наша пища здоровая, качественная — тогда и тело здорово, и то же самое — с пищей духовной. Очень важно знать и понимать, какой контент мы потребляем, что мы впускаем в свою душу. Надо уметь отказываться от неполезной информации, и вникать в то, что полезно, и размышлять. Надо стремиться понять Церковь, потому что так верили наши предки, потому что мы родились в этой культуре и в этой стране, потому что до нас так же мыслили великие Достоевский и Толстой, Ушаков и Суворов, Сергей Радонежский и Александр Невский. Поэтому надо знать основы своей культуры, своей Православной веры, историю своей страны, знать и понимать, почему православные люди — именно такие вот, непонятные для всего западного мира.

Вот рядом с нами соседняя страна — наглядный пример, как там за одно поколение «перепрошили» массовое сознание. И наша молодёжь должна сегодня это очень ясно понимать. Мы можем считать себя православными, крест носить, и при этом, как наши вчерашние соседи-братья, не заметить, как манипулируют нашим сознанием, — а запад в этом ой как поднаторел, там целые институты над этим работают десятилетиями. Они умеют играть на страстях, национализм — это ведь тоже страсть, гордыня, жажда превосходства. Так что молодёжь должна это понимать — от них тоже зависит, чтобы мы не превратились в народ, который радуется смертям детей и злорадствует, когда мирные люди горят заживо. А это случается, если позволить заразить себя чуждой культурой, чужими лозунгами, идеями, ценностями. Потому мы сегодня и обязаны изучать своё, хотя бы для того, чтобы понимать дедов, чтобы знать, почему мы такие, понимать, что нам тысяча лет. Сегодня в мире нет страны с такой тысячелетней неизменной традицией. Подумать только, мы стоим сейчас в храме — и понимаем, что так же, как мы, неизменно, стояли в храме и 300 лет назад, и 500, и тысячу лет назад, так же стоял и молился святой князь Владимир, крестивший Русь. Такого в мире больше нет! И нам это нужно беречь.

Мы живем сегодня на переломе эпох, в определяющем этапе, мы живем, по сути, в учебнике истории, — об этом периоде будут писать исторические книги и монографии. Нужно пройти богослужения Великого поста, чтобы понять и почувствовать, как молились и каялись наши предки. Нужно, чтобы нашими порывами, нашими представлениями о добре и зле, о правде и справедливости не начали управлять чужие. И вот для всего этого Церковь нужна, совесть нужна, храмы нужны — чтобы все мы были в руках Божиих, в руках высшей Правды.